Добавить
История одной семьи: «Ты же из Токтогула, спой!» – неожиданный момент, который запомнился на всю жизнь семье из Сокулукского района
В Бишкеке с 21 апреля по 31 мая отключат горячую воду
Бишкекчане очистили 391,5 гектаров городской территории от мусора
Обвал дороги: На месте работает спецтехника
В селе Покровка Манасского района построят школу на 1000 мест
Первая леди Айгуль Жапарова приняла участие в международном форуме «Цифровые навыки для всех: новые лица»
Штормовое предупреждение. В горных и предгорных районах Кыргызстана ожидается сход снежных лавин
Во время Almaty Half Marathon скончались два участника
В ряде районов Чуйской области 21 апреля не будет света. Список
Группа туристов-пенсионеров из Кара-Балты раскрыла секреты, как выглядеть моложе и сохранять здоровье (видео)
Позитивное материнское воспитание развивает такие важные черты личности, как открытость, добросовестность и покладистость, - исследование
Поставки китайских электромобилей в Кыргызстан в 1-м квартале уменьшились в 2 раза
История одной семьи: «Ты же из Токтогула, спой!» – неожиданный момент, который запомнился на всю жизнь семье из Сокулукского района
Школьники камнями разбивают окна детского сада возле «1000 мелочей». Видео
В некоторых районах Чуйской области 19 апреля не будет света. Список
Кыргызский охотничий способ: Как приманить беркута, чтобы разглядеть его поближе? (видео)
В январе-феврале Кыргызстан увеличил импорт бананов из Эквадора на 7%
Экс-аудитор Счетной палаты заявил об исчезновении бухгалтерских документов Федерации профсоюзов во время следствия
В Кыргызском драмтеатре пройдет церемония вручения национальной театральной премии «Эргүү»
Утвержден новый порядок въезда и эксплуатации иностранных автомобилей
В районе ГЭС-5 неизвестные избили мужчину
Депутаты БГК рассмотрели вопрос по земельному спору в Верхнем Төкөлдөше
В Ошской области уничтожили 18 тонн некачественного риса, ввезённого из США, - Минсельхоз
Эффективность исполнения судебных решений в 2024 году увеличилась лишь на 3% - Судебный департамент
«Не в нашей юрисдикции»: заммэра Бишкека разъяснил проблему с электроснабжением KG Group и задолженностью в 21 млн сомов
Что в Кыргызстан импортируют из Китая, России, Турции и других стран?

- Нуждается ли страна в судебной реформе?
- Конечно нуждается, это однозначно. Жизнь постоянно меняется, не стоит на месте. Как мы получили независимость в течении 24 лет у нас, как таковой, не было судебной реформы. И старая система дискредитировала себя – она была еще советской: те же законы, та же система, т.е. с тех пор ничего не изменилось.
Поэтому сейчас в системе законодательства и судебной власти мы отстаем от многих стран. Международное право совершенствуется и мы, чтобы не отстать, тоже должны совершенствоваться. В этом плане мы объявили судебную реформу, она рассчитана на 5 лет - с 2012 по 2017 годы. Можно сказать, сейчас мы на экваторе судебной реформы.
- Что сделано на этот период?
Мы начали с принятия основных законов, касающиеся судебной системы: закона о Конституционной палате Верховного суда, о статусе судей. Мы создали новый орган - Совет по отбору судей.
После этого заработал Совет по отбору судей. Сегодня судей надо менять. В старой системе судьи работали в основном на клановую систему, на политиков. Сегодня они устоялись в такой психологии, в таком формате. Поэтому надо постепенно, соблюдая преемственность, проводить отбор более принципиальных, грамотных и честных судей. Должно прийти новое поколение. Сейчас этот процесс идет, но не совсем гладко идет.
Как вы знаете, первый состав Совета по отбору судей за рамки закона. Нужно было заново пересматривать закон о Совете по отбору судей, чтобы исключить коррупционные момент и мы сделали это. Второй состав Совета тоже вышел за рамки закона.
Когда Совет вырабатывал своё положение, то применил критерии, которые не прописаны в законе. Тем самым они повторяют ошибки первого состава. При отборе они допускают субъективность -зависимость кандидата от члена Совета по отбору судей.
Положение Совета должно следовать букве закона. Совет должен пересмотреть свое положение, чтобы он стал прозрачным, честным и на основании буквы закона. Это одна сторона судебной реформы.
Есть другая сторона – правовое законодательство.
26 июня 2015 года в первом чтении депутаты парламента приняли новые редакции Уголовного кодекса, Уголовно-процессуального кодекса, Гражданско-процессуального кодекса, впервые принят Административно-процессуальный кодекс и др.
Из УК выделили Кодекс о проступках. В нем мелкие проступки отдельно просматриваются, за их совершение не должно быть уголовного наказания. Концептуально мы проповедуем гуманизм.
В тоже время общество волнует: не смягчены ли наказания за тяжкие преступления - изнасилование малолетних, международный терроризм, убийства. Однозначно, такая категория уголовных преступлений должна пресекаться. Хотя мы проявляем гуманизм в отношении мелких преступлений, за тяжкие преступления наказание остаётся неизменным.
По новым проектам законов, просидеть половину срока и выйти условно-досрочно, или на колонию-поселение, или через суд сократить срок за то, что хорошо сидел – теперь это не допускается. Если ты совершил тяжкое преступление, потом тебе не могут сократить срок, ты должен отсидеть до конца.
Это очень большая реформа и законопроекты сейчас на стадии принятия парламентом. Чтобы законопроекты заработали мы требуем у исполнителей – правительства и судебной ветви власти – принятия программы по реализации законопроектов.
Концептуально эти законопроекты приняты на сегодня в первом чтении, таким образом мы дали однозначный ответ, что эти новые кодексы нужны.
- Какие еще есть программы по реформированию судов?
- Также принята программа развития судов. Инициатором был Жогорку Кенеш. Программа предусматривает системные изменения.
Сейчас суды не соответствуют международным стандартам. Надо улучшать техническое оснащение судов, т.к. не освещается все что происходит в судах, а каждый гражданин должен знать, что там происходит, нужна прозрачность, чтобы заседания освещались через интернет.
Необходимо электронное распределение дел, чтобы не выбирали кому какое дело поручить, а чтобы было всем поровну.
Исполнительная и судебная власть должны эти программы исполнить. Если они в срок все исполнят до 2017 года, то можно считать, что вся судебная реформа удачно завершилась.
- Есть ли у руководства страны политическая воля довести реформы до конца?
- Я думаю, политическая воля есть. Как вы знаете, президент в 2012 году создал Совет по судебной реформе. Все законы, которые мы принимаем, проходят через этот Совет. Они организовывают предварительную подготовку законопроектов. Значит, со стороны президента политическая воля есть.
Со стороны Жогорку Кенеша, которые принимает все эти законы и программы, тоже воля есть. Остается политическая воля за исполнительной и судебной ветвями власти. Они должны политическую волю проявить.
Мы понимаем, что для судебной власти и правоохранительных органов – эти все законы и программы новые. Все ведь у них устоялось, поэтому они не хотят новых изменений, как-то их побаиваются. Но чтобы двигаться вперед и соответствовать международным стандартам мы должны исполнить все эти программы. Если они проявят политическую волу, то реформы свершаться.
- Что может помешать реформам?
- Есть какие- то опасение в плане нехватки кадров при исполнении. Кроме этого, нельзя жалеть дополнительные средства, надо их тратить, чтобы двигаться вперёд. А если мы будем экономить, думать «получится-не получится» или думать: «Зачем нам это?», то, конечно, ничего у нас не получится. Но реформа все-таки идет, президент и парламент свои миссии выполняют. Слово остается за исполнительной и судебной ветвями власти, они должны реализовать законы и программы.
- Что изменится в нашем государстве при исполнении судебной реформы?
- Революции происходят из-за неисполнения законов, от их несовершенства, когда система работает не на народ, а на мафию. Мы хотим изменить судебную систему и правоохранительные органы во благо народа.
Если мы это изменим и суды будут работать на народ, а не на себя, то я думаю, многое изменится в сторону благополучия. Парламент в рамках этой реформы очень много сделал.