Судебная реформа может дать результаты в течение 5-10 лет
Судебная реформа может дать результаты в течение 5-10 лет

С 2012 года обратили внимание на судебную реформу и создаются условия для реформирования. Президент принял программу «Развития Судебной системы на 2014-2017 годы», которую утвердил Жогорку Кенеш. Для ее разработки были привлечены не только государственные учреждения, но и международные организации.

Международная организация по праву развития (IDLO) продолжает оказывать содействие в составлении государственной целевой программы и ее реализации. О деятельности данной организации рассказал ее руководитель Фред Хьюстон.

- С чего вы начали реформирование судебной системы?

- Уже проделано много работы. Например, с 2011 года совместно с лидерами судебной системы разработали государственную целевую программу, которая состоит из 3 основных частей.

Первая часть: обеспечение независимости судебной системы, для этого нужно решить финансовые вопросы. Как можно ожидать объективного судебного решения от незащищенного судьи, у которого низкая зарплата? Мы хотим, чтобы все выделенные на судебную систему средства были связаны с целевой программой.

Вторая часть: обучение избранных или переизбранных судей.

Третья часть: достижение открытости, создание электронных судов, сокращение коррупции. Для этого мы работали совместно с группой, состоящей из специалистов всех ветвей власти. Результатом трехлетней работы стало принятие государственной целевой программы.

Это внесло радикальные изменения в финансирование судебной системы.

- Ведь еще нет показателей, по которым можно судить о радикальных изменениях?

- До этого на судебную систему выделяли 0,40% из госбюджета. После утверждения программы финансирование увеличилось в два раза. На сегодняшний день финансирование судебной системы составляет 0,8% из общего бюджета. Согласно принятой программе, бюджет судебной системы ежегодно растет. Наша основная цель — добиться того, чтобы на судебную систему выделяли 2% государственного бюджета.

- Какие еще новшества привнесет государственная целевая программа?

- В ней рассматривается включение судебных приставов. Она защищает все стороны, участвующие в процессе. В этом году был принят законопроект о судебных приставах, и он используется на практике. На данном этапе в Судебном департаменте было создано дополнительное управление, идет набор 220-250 судебных приставов.

Если до конца 2016 года мы завершим эти работы, то с 2017 года они будут работать в судебных органах.

В Кыргызстане есть 72 судебных органа. В зависимости от объема судебного органа в судах будут работать от 1 до 5 судебных приставов.

- По окончанию 2017 года завершается данная программа. После этого вы приостановите деятельность в этом направлении?

- Нет. Сейчас рабочая группа начала работать над второй частью программы, а точнее с государственной целевой программой на 2018-2022 годы. Еще стоит отметить, что с принятием программы в судебных органах начали работать пресс-службы.

- Да, вы правы, журналисты это заметили. Потому что в последнее время улучшилось сотрудничество работы судебных органов с обществом. Все новости из судебной сферы стали доступны общественности.

- На самом деле в судебной системе дело не кончается решением вопросов финансирования. Мы смогли внести вклад в основание высшей судебной школы. Чтобы судья работал эффективно, он должен знать общепринятые стандарты и уметь работать со всеми законами. Поэтому мы обучаем судей.

- Выше вы упомянули электронные суды. Расскажите об этом подробнее.

- Третья часть государственной программы — это достижение открытости и сокращение коррупции. Основное внимание здесь мы уделяем организации электронных судов. Надо идти к таким условиям, когда судебные решения объявляются открыто, чтобы и другие судьи могли видеть. Работая совместно с Верховным судом, мы обеспечили суды специальной программой, с помощью которой каждый судья может сам объявить о решении, которое он принял. За последние 5 лет из более чем 70 судей 50 были обеспечены специальной программой на веб-портале www.sot.kg для публикации своих решений.

- Вы уже долгое время работаете работаете над реализацией судебной реформы в Кыргызстане. Как вы думаете, на какой стадии реформа сейчас?

- В Кыргызстане сейчас происходят очень много изменений. Как мы выше отметили, улучшилось финансирование судебной системы. Но на самом деле такого финансирования недостаточно. Государство должно само обеспечивать судебную систему и сделать ее стабильной — это основной принцип. Для того, чтобы финансирование судебной системы составляло 2% госбюджета, тоже нужно работать, нужно время. До этого думать, что у Кыргызстана хорошая судебная система — это просто мечта. Если взять мировую практику, то для реформирования судебной системы требуется минимум 10 лет. Мы сильно ошибемся, если скажем, что, решив проблему финансирования, мы избавимся от других проблем.

Повышение ответственности внутри судебной системы — это тоже большая задача. Конечно, чтобы судьи не были зависимы от исполнительной власти, законодательной власти или какого-нибудь богача, они сами должны быть независимы финансово и защищены. Если судьи не верят в свою безопасность, как можно от них ожидать объективного решения? Но сегодня ситуация улучшается.

Поэтому, когда вы спрашиваете о стадии, на которой мы сейчас находимся, я могу сказать, что мы ушли вперед, но до цели еще далеко. Мы должны поддерживать реформу и не останавливаться до тех пор, пока не дойдем до конца. Если мы будем нестабильно вести деятельность, при этом меняя взгляды и направления, то такое отношение окончательно искоренит все плюсы данной системы. Поэтому мы должны довести финансирование и обучение до конца.

Если вы сейчас посмотрите, то 70% судей составляют новоизбранные люди. Этот процесс непрерывно идет в течение последних 3 лет. В мировой практике это тоже уникальная картина, потому что редко в других странах встретишь такое, когда 70% судей новые или переизбранные люди. Чтобы новоизбранные судьи привыкли к новой должности, понадобится время. Они до этого не работали судьями, не были обучены. Руководители местных судов окончили обязательное четырехнедельное обучение. Впереди множество таких обучений. Понадобится немало времени, чтобы они знали, как применять те или иные законы.

- Что обязательно нужно, чтобы стать хорошим судьей?

- Для этого мало хорошо знать законы, для этого нужен опыт. Когда вместе будут финансирование, образование и опыт, а также стабильная работа — только тогда через некоторое время можно от судей ожидать отдачу. Такая отдача может быть минимум через 5 лет. Если бы открыто объявляли о решении судей, то они видели бы работу друг друга и помогали бы. Их работу могли бы исследовать и оценивать студенты-юристы, эксперты. Только тогда, когда судьи начнут открыто объявлять о своих решениях, они могут добиться уважения общественности. Сейчас все зависит от этого, сможет ли этот процесс заработать.

2017-01-11 13:38:47
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×