Нынешнее состояние развитых экономик представляет пример того, что транснациональные корпорации (ТНК) являются высшей формой хозяйствования современной экономической системы. Ощутимый отрыв стран экономического авангарда от других стран (группа быстроразвивающихся стран, социалистические страны, страны с переходной экономикой) произошел именно на базе эволюционного развития ТНК. Экономический аспект данного влияния четко прослеживается в эффективных инструментах промышленного, научно-технического, социально-экономического развития. Эволюционные изменения отношений собственности, конкуренции, усиление планомерности национальных экономик в капиталистической экономической системе в настоящее время неразрывно связаны с ТНК.
Сотня крупнейших (по объему зарубежных активов) ТНК в своих зарубежных филиалах владеют активами приближающимися к $ 2,0 трлн, что позволяет контролировать примерно 20 % совокупных мировых зарубежных активов. Наиболее часто странами базирования для крупнейших ТНК являются развитые страны. Это – Европейский союз, США и Япония, где базируются 87 из первой сотни крупнейших ТНК.
Рассмотрим историю взаимодействия Кыргызской Республики с ТНК, которые функционируют на территории страны. Споры вокруг золотодобывающей компании «Центерра Голд Инк.» продолжаются в течение длительного периода. Общественность и часть Жогорку Кенеша отрицательно восприняли продажу ОАО «Кыргызгаз» российскому «Газпрому». Бурные протесты в стенах парламента по поводу подписания меморандума между Правительством Кыргызской Республики и «Роснефтью» по продаже 51 % доли ОАО «Международного аэропорта «Манас».
Негативное отношение к ТНК, на наш взгляд, связано с отсутствием полной и достоверной информации о прогрессивной роли ТНК развитых стран в социально-экономическом развитии мировой экономики. Мировой экономический прогресс на протяжении последнего столетия осуществляется ТНК развитых стран. Абсолютно все технические достижения, без которых мы не представляем современную жизнь, были разработаны и внедрены именно этими ТНК. Это стало возможным благодаря сосредоточению финансовых, технических и интеллектуальных ресурсов в составе ТНК развитых стран. Используя политэкономические категории, можно обозначить процесс доминирования ТНК развитых стран в мировой экономике как современную форму развития производительных сил.
Может ли Кыргызская Республика отказаться от сотрудничества с ТНК? Здесь необходимо понимание: сотрудничество с ТНК развивающихся стран – нецелесообразно; сотрудничество с ТНК развитых стран – объективная необходимость. Главным аргументом для данной позиции служит то, что ТНК развитых стран являются разработчиками и создателями новейших технологий, чего нельзя сказать о ТНК развивающихся стран.
На VIII-м Гайдаровском форуме 2017 года председатель совета Центра стратегических разработок А.Кудрин признал, что одним из главных вызовов для России является технологическое отставание страны. Такую позицию подтверждают показатели рейтинга «Глобальный инновационный индекс», согласно которому в 2016 году РФ заняла 43 место, а Кыргызская Республика лишь 103-е место.
Таким образом, объективная необходимость взаимодействия Кыргызской Республики с ТНК развитых стран очевидна. Однако, необходимость данного взаимодействия для топ-менеджмента национальной экономики Кыргызской Республики не является очевидной.
В том случае, если топ-менеджмент национальной экономики Кыргызской Республики изменит свою позицию, то необходимо брать на вооружение теорию «зеркального поведения» ТНК при взаимодействии с принимающими странами. Суть данной теории заключается в следующем: ТНК работают по аналогии с принимающей стороной.
Пример 1: ТНК работают прозрачно и честно в том случае если с ними взаимодействуют на этой же основе представители принимающей страны.
Пример 2: ТНК работают непрозрачно и коррумпировано, в том случае если с ними взаимодействуют на этой же основе представители принимающей страны.
По нашему мнению, несоблюдение теории «зеркального поведения» было основой для несостоявшегося взаимодействия с ТНК, которые были предприняты в начальный период перехода Кыргызской Республики к рыночным отношениям: а) производство южнокорейских автомобилей на севере Кыргызстана; б) шелковое производство на юге Кыргызстана.
С учетом этого, необходимо понимать, что переговорный процесс уже обусловлен теорией «зеркального поведения». Прозрачный переговорный процесс будет учитывать взаимовыгодный баланс интересов принимающей страны и ТНК. Непрозрачный переговорный процесс, в первую очередь будет учитывать интерес уполномоченных лиц, что, как правило, наносит ущерб национальным интересам.
Закрепилась характеристика ТНК как агрессивной разрушительной силы, как «хищника», оставляющего после себя проблемы широкого спектра ¬– экологические, моральные, политические и др. Данная характеристика основана на том, что многие развивающие страны были представлены в переговорном процессе коррумпированными уполномоченными лицами. Это побудило ТНК к действиям в рамках «зеркального поведения» (Пример 2), которое всего лишь отражает преступный умысел представителей принимающей страны.
Необходимо особо отметить, что ТНК развитых стран, по своей внутренней сути, расположены работать прозрачно и честно, т. к. они представляют экономическую систему, где прозрачность и честность – это норма. Во избежание отрицательных последствий работы ТНК в Кыргызской Республике возникает необходимость выработки и принятия государственной программы взаимодействия Кыргызской Республики с ТНК развитых стран. В основе данной программы должно лежать теоретическое обоснование процесса реиндустриализации страны, роли и места государства в этом процессе. Также необходимо учитывать, что подъем и развитие национальных экономик осуществляется более эффективно через развитие государственных корпораций.
Характерной чертой процесса эволюционного развития ТНК является участия в них государственного капитала. Данные ЮНКТАД за 2010 год показывают наличие в мировой экономике около 650 государственных ТНК, которые обладают 8500 филиалами. Из 100 крупнейших ТНК мира 19 являются государственными, а в первой сотне ТНК развивающихся стран по собственности и управлению государственными являются 28 ТНК. В странах с развивающимися рынками более половины ТНК являются государственными.
Это полностью согласуется с мнением выдающегося кыргызского ученого-экономиста В.И.Кумскова: «Таким образом, даже то, что корпорации крупномасштабного производства приобретают статус экономических организаций всего общества, создает прямую заинтересованность государства в успехах их деятельности, обусловливает необходимость всячески способствовать этому. Когда же государство внедряется в корпорации со своим капиталом и со своим управлением, то оно «влезает» в рыночную экономику самым непосредственным образом и становится одним из функционирующих субъектов производственно-хозяйственной деятельности. Это выводит государство на высший уровень заинтересованности и участия в экономической жизни общества» .
В рамках формирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС) было достигнуто соглашение между Правительствами Кыргызской Республики и Российской Федерации от 29 мая 2014 г. на основе которого был создан Российско-Кыргызский Фонд развития (РКФР) с капиталом $ 1 млрд. Сформулированная в уставе главная миссия фонда – модернизация и развитие экономики Кыргызской Республики. По нашему мнению, единственно возможный путь эффективной модернизация и реального развития экономики Кыргызской Республики – это взаимодействие с ТНК развитых стран.
Впервые концепция взаимовыгодного сотрудничества Кыргызской Республики с ТНК развитых стран была озвучена 19 августа 2015г. на научно-практическая конференции «Эффективность использования средств РКФР для модернизации и развития экономики КР», которая проводилась в стенах Кыргызско-Российского Славянского университета (КРСУ). Основные результаты данной конференции были изложены в статье «О миссии Российско-Кыргызским Фондом развития: причины отклонения практической деятельности фонда от его главной цели» (АКИpress, раздел «Аналитика» от 28.10.2015 г.).
14 ноября 2015 года в КРСУ был проведен круглый стол «Проблемы и перспективы модернизации и развития экономики Кыргызской Республики в рамках ЕАЭС» в ходе, которого данная концепция была поддержана профессором Московского государственного университета К.А. Хубиевым (заместитель по научной работе зав. кафедрой политэкономии экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова). Свое мнение профессор К.А.Хубиев озвучил в интервью газете «Слово Кыргызстана» от 20.11.2015 г. (Мешкова Е. «Странам ЕАЭС следует выработать совместную промышленную политику, считает российский экономист-теоретик профессор МГУ Кайсын Хубиев»).
Авторами статьи были инициированы и проведены следующие мероприятия, продвигающие идею необходимости взаимодействия с ТНК развитых стран для восстановления индустриального потенциала страны:
• 4 октября 2016 года в КРСУ была проведена научно-практическая конференция «Российско-Кыргызский Фонд развития и его роль в процессе реиндустриализации Кыргызской Республики»;
• 21 февраля 2017 года в КРСУ состоялся круглый стол «Индустриализация. Деиндустриализация. Реиндустриализация»;
• 5 апреля 2017 года в офисе РКФР был проведен круглый стол «Российско-Кыргызский Фонд развития – кредитное учреждение или провайдер стратегии экономического развития Кыргызской Республики»;
• 10 апреля 2017 года концепция взаимовыгодного сотрудничества Кыргызской Республики с ТНК развитых стран была представлена топ-менеджерам Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики.
Асанов Турусбек Арунович, Кыргызско-Турецкий университет «Манас», кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Финансы»;
Кудайкулов Марат Кыштоович, Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б.Н. Ельцина, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории.