Добавить статью
13:35, 28 октября 2015 4346

О миссии Российско-Кыргызского Фонда развития: причины отклонения практической деятельности фонда от его главной цели

В процессе интеграции возникает объективная необходимость в межгосударственных институтах, основной задачей которых является объединение ресурсов для достижения наибольшей эффективности экономического развития. С помощью специализированных институтов, как правило, решаются две основные задачи: 1) создаются условия для привлечения высокотехнологичных разработок, которые должны стать базой для возникновения предприятий крупномасштабного производства, имеющих значение для всего экономического объединения; 2) запускаются процессы по выравниванию состояний экономик стран-участниц интеграционного объединения.

В рамках формирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС) было достигнуто соглашение между Правительствами Кыргызской Республики и Российской Федерации от 29 мая 2014 г. на основе которого был создан Российско-Кыргызский Фонд развития (РКФР) с капиталом $ 1 млрд. Декларируемая миссия фонда – модернизация и развитие экономики Кыргызской Республики. На практике Правление фонда приступило к реализации своей миссии непрозрачно, без учета мнения научной и гражданской общественности. Но главная проблема в деятельности РКФР заключается в слабом понимании экономической сути процессов модернизации экономики, что привело к подмене понятия «экономическое развитие» более узким понятием – «экономический рост». Правление РКФР не учитывает опыт эффективных модернизаций национальных экономических систем, которые были реализованы в течении ХХ-го века, и содержащие в своей основе, во всех без исключения случаях, стратегическое государственное планирование.

Внутреннее содержание процесса модернизации экономики представляет собой динамический процесс по внедрению новых технологий. (Здесь необходимо подчеркнуть – новое оборудование не всегда есть новая технология). Этот процесс должен выводить экономику на новый качественный уровень – готовить национальную экономическую систему к восприятию инноваций. Мировая практика показывает, что процесс модернизации возможен лишь в рамках концентрации и централизации капитала. Естественным исполнителем данного процесса в современной экономике являются объединения крупномасштабного производства – транснациональные корпорации (ТНК). В отстающих же экономиках модернизация невозможна без активного государственного участия в виде создания соответствующей нормативно-правовой базы, которая будет способствовать перенаправлению и концентрации ресурсов. В рамках главной цели фонда – модернизации и развития экономики Кыргызской Республики – миссия фонда должна органично вписываться в государственную программу структурной перестройки экономики.

На сегодня, капитал РКФР не используется как концентрированный фактор привлечения инвестиций со стороны высокотехнологичных международных компаний крупномасштабного производства. Первоначально планировалось выдача кредитов по $ 3-25 млн, но фактически фонд начал проводить кредитование на еще меньшие объемы. Это дробление капитала является явным отклонением от четко прослеживаемой закономерности эволюционного развития мировой экономики, которая функционирует на протяжении последних 100 лет в условиях усиливающейся концентрации и централизации капитала. Современный экономический прогресс, в основе которого находятся научно-технические разработки, продвигается именно ведущими объединениями крупномасштабного производства. Стратегически верно было бы использовать капитал фонда в виде доли участия в многомиллиардном пуле с ведущими корпорациями развитых стран. Такая стратегия позволит Кыргызской Республике стать обладательницей новейших технологий, что принесет положительный технологический эффект для всего ЕАЭС.

Приводим выдержки из книги «отца сингапурского чуда» Ли Куан Ю: «После нескольких лет проб и ошибок, зачастую обескураживающих, мы пришли к выводу, что наилучшим выходом для нас стало бы привлечение в Сингапур американских многонациональных корпораций (МНК). Когда в 60-х годах на сингапурский рынок пришли предприниматели из Гонконга и Тайваня, они принесли с собой такие достаточно простые технологии, как производство тканей и игрушек. Эти производства являлись трудоемкими, но не крупномасштабными. Американские МНК принесли бы с собой высокие технологии, использующиеся в крупномасштабных производствах, и создали бы множество рабочих мест... Нашим долгом было обеспечить два миллиона жителей Сингапура средствами к существованию, и если МНК могли обеспечить нашим рабочим занятость и научить их техническим, инженерным и управленческим навыкам, значит, нам следовало иметь дело с МНК». Весь мир стал свидетелем блестящей реализации данной программы.

Следующий пример успешной модернизации – сталинская индустриализация, которая в своем итоге заставила сказать У.Черчилля следующее: «Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой». В последнее время стала доступна информация по огромной роли американских ТНК в индустриализации СССР. Великая депрессия подтолкнула американские предприятия крупномасштабного производства к взаимовыгодному сотрудничеству с Советским Союзом, что вылилось в проектирование и строительство более 500 ультрасовременных заводов, фабрик, гидроэлектростанций, цехов и др. Среди которых: Сталинградский тракторный, Челябинский танко-тракторный, Харьковский танковый заводы, ГАЗ, АЗЛК, АМО-ЗИЛ, Сибсельмаш, Казанский авиазавод, Ростовский и Саратовский комбайновые заводы, Днепрогэс, Магнитогорский металлургический комбинат, заводы и цехи в Коломне, Челябинске, Подольске, Новокузнецке, Свердловске, Москве, строительство нефтяного промышленного района Баку–Грозный–Батуми–Туапсе и др. В начале 1930-х гг. в Советском Союзе находилось более 20 тыс. американских специалистов.

Не учитывая опыт вышеприведенных модернизаций, РКФР основное внимание сосредоточил на кредитовании малого и среднего бизнеса (МСБ). Это не есть процесс модернизации и развития экономики Кыргызской Республики. К тому же в развитых экономиках нагрузку по поддержанию малого и среднего бизнеса несут крупные корпорации. Данный механизм пытается использовать РФ через допуск субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам в тендерах, объявляемых компаниями крупномасштабного производства и выделение им (МСБ) обязательной доли (18 %) в заказах.

Наибольшую озабоченность вызывает взаимоотношения между Правительством Кыргызской Республики и РКФР. Объективно сложилась ситуация, которую можно обозначить как политику минимизации взаимодействия правительства и фонда. В условиях, когда топ-менеджмент РКФР демонстрирует неполное понимание проблем модернизации и экономического развития национальной экономики, Правительство КР самоустранилось от активного участия в планировании и координации данного процесса.

Выводы

Целевая функция Российско-Кыргызского Фонда развития (РКФР) заключается в запуске процесса «подтягивания» отстающей экономики Кыргызской Республики до уровня более развитых экономик стран-участниц ЕАЭС. В целях проведения эффективной модернизации и развития экономики КР необходимо:

1. Начать взаимодействие Правительства КР и РКФР в рамках системы государственного планирования экономического развития страны.

2. Разработать государственную программу взаимодействия с ведущими ТНК развитых стран, которые будут вовлечены во взаимовыгодный процесс эффективной модернизации и развития не только экономики Кыргызстана, но и всего ЕАЭС.

3. РКФР, наряду с кредитованием МСБ, начать финансирование крупных совместных проектов с ТНК развитых стран.

P.S.: Наши предложения базируются на основе понимания неоспоримого факта: объективно цели Правительства КР и РКФР по вопросам модернизации и развития экономики Кыргызской Республики совпадают.

Турусбек Арунович Асанов, к.э.н., доцент, зав. кафедрой «Финансы» Кыргызско-Турецкого университета «Манас»,

Марат Кыштоович Кудайкулов, д.э.н., профессор кафедры «Экономическая теория» Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н.Ельцина

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×