Малайзия зарекомендовала себя как исламский финансовый центр - хаб в своем регионе. С созданием Малайзийского международного исламского финансового центра (MIFC), целью которого является продвижение Малайзии как ключевого глобального игрока в исламских финансах, Малайзия ввела нормативную базу для исламского финансирования, а также налоговое законодательство, которое направлено на обеспечение того, чтобы исламские финансовые операции облагались налогом на равных с традиционными финансовыми операциями, даже большие налоговые льготы исламскому финансовому сектору были даны, чтобы способствовать его росту.
В своем обращении на Конференции ассоциаций юристов Азии заместитель управляющего Центрального банка Малайзии сказал относительно исламских финансов и роли Малайзии:
«Эта политика, которой позже подражали многие страны мира, обеспечивает нейтральность налогового режима между исламскими и традиционными финансовыми продуктами и услугами, шаг, который повышает привлекательность исламских финансовых продуктов как конкурентоспособной альтернативы традиционному банковскому делу… На ранних этапах развития, Малайзия изучила юридические препятствия, которые могут помешать исламскому финансированию. Впереди предстоит гармонизировать существующие законы таким образом, чтобы они учитывали и облегчали исламские финансы наиболее эффективным с юридической точки зрения способом… » Страны, которые намерены продвигать исламские финансы, также должны иметь законы, которые будут ясными и легко исполняемыми. В этом отношении наличие общих законов или отправной точки для законов об исламских финансах послужит на пользу отрасли во всем мире.
НАЛОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ПРАВИЛА НАЛОГОВОГО УЧЕТА СОГЛАШЕНИИ МУРАБАХА
Типичное соглашение мурабаха включает в себя два действия, оба из которых подлежат налогообложению. Первое происходит, когда ИФО покупает дом у домовладельца, а второе возникает во время продажи ИФО товара клиенту. Фактически два действия принадлежат одной транзакции; Обязательство по двойному гербовому сбору может возникнуть для обеих транзакций. Таким образом, операции мурабаха могут быть менее выгодными, чем обычные банковские операции, с точки зрения финансирования жилья. Гербовый сбор на земельный налог (SDLT аналог госпошлины за оформление недвижимости в Кыргызстане) появляется даже в обычных банковских операциях. Например, в Малайзии, если клиент хочет приобрести дом стоимостью 500 000 ринггитов при обычном банковском обслуживании, он должен заплатить 9 000 ринггитов в качестве SDLT. В Великобритании, хотя и существует исключение для сделок стоимостью до £125 000, аналогично примеру Малайзии, если клиент хочет приобрести дом стоимостью £500 000, он должен заплатить 15000 фунтов стерлингов в качестве SDLT. При сделках мурабаха SDLT могут быть удвоены из-за двух отдельных операции, и на клиентов, желающих приобрести дом, может быть возложено дополнительное бремя.
С точки зрения ислама, как упоминалось в предыдущих главах, социальная справедливость и защита экономически обездоленных людей имеют важное значение. Однако, двойное SDLT не соответствует нормам Ислама, поскольку оно создает неоправданные последствия, и некоторым людям, желающим стать частью сделки мурабаха, им приходится платить больше, чем другим.
Помимо религиозных соображений, ИФО также пытаются получить свою прибыль. Когда возникает двойной SDLT, ИФО не могут легко убедить клиентов подписать договор мурабаха. Фактически, другие типы исламских инструментов жилищного финансирования, такие как уменьшающая мушарака, могут быть предпочтительнее, чем мурабаха. В Кыргызстане же уменьшающаяся мушарака не практикуется из-за сложностей с юридическим оформлением.
Некоторые страны принимают во внимание двойное SDLT и разработали некоторые правила. Например, в 2003 году по просьбе Союза мусульманских организаций Великобритании и Ирландии была создана рабочая группа, в которую вошли управляющий Банка Англии, председатель Управления финансовых услуг, министр финансов, Ahli United Bank, HSBC , Barclays, представители Казначейства и представители мусульманской общины в Великобритании с целью найти решение проблем исламского банкинга в Великобритании. В результате работы рабочей группы двойной SDLT был исключен из исламских банковских операций в Великобритании, а две отдельные продажи рассматривались как одно соглашение.
SDLT была не единственной налоговой проблемой в Великобритании с точки зрения финансирования покупки домов по мурабаха. В соответствии с налоговым законодательством Великобритании, «проценты, выплачиваемые предприятием, являются расходами предприятия и должны быть зачтены в счет налогового счета предприятия». С другой стороны, до 2005 года не было возможности применять то же самое налоговое законодательство в отношении мурабаха из-за запрета процентов по исламским принципам.
«Прибыль, уплаченная клиентом банку, не подлежала бы налоговому вычету для клиента». После появления статьи 57 Закона о финансах 2005 г. по сути, сделка мурабаха рассматривалась как процентная ссуда или депозит, поэтому она может стать предметом налогового вычета в Великобритании.
Важно отметить, что рассмотрение его как процентного кредита или депозита не означает, что соглашение мурабаха должно быть недействительным с точки зрения Шариата из-за его связи с процентами. Фактически, налоговый вычет является преимуществом для обычного банковского дела в Великобритании, и если в исламском банкинге не будет такого же исключения, это будет несправедливо по отношению к клиентам, которые хотят приобрести дома посредством операций мурабаха. Статья 57 Закона о финансах 2005 года приравняла операции мурабаха к традиционной банковской практике в отношении налогов. По-моему мнению, равное отношение просто направлено на отмену несправедливой практики между традиционным и исламским банкингом.
Великобритания – не единственная страна, которая дает некоторые послабления для исламского банкинга с точки зрения налогового регулирования. Как и Великобритания, Малайзия также имеет некоторые положения в своем законодательстве. В отличие от Великобритании, в Малайзии уже давно регулируются обязательства по гербовому сбору. Например, в Закон о гербовом сборе Малайзии 1949 года (Stamp Duty Act) были внесены поправки, чтобы предотвратить двойную гербовую пошлину при сделках мурабаха или Бай Битмахан Аджил. В соответствии с Законом о гербовом сборе 1949 года (STA 1949), Малайзия, как и Великобритания, согласилась, что две отдельные продажи считаются одним соглашением.Приказ 1996 года об освобождении от уплаты гербового сбора является еще одним примером стимулирования при гербовом сборе.
«Настоящий Приказ освобождает от гербового сбора любые документы, связанные с рефинансированием обычных кредитов с использованием механизмов исламского финансирования». Приказ 2007 года о гербовом сборе (ремиссии) (№ 2) является еще одним примером освобождения от гербового сбора. В соответствии с настоящим Приказом основные средства или основные инструменты финансирования, созданные в соответствии с шариатом, будут подлежать освобождению от 20% гербового сбора, если они одобрены Шариатским консультативным советом банка Negara Malaysia или Комиссией по ценным бумагам (SC). Кроме того, в период с 2007 по 2016 год «исламская банковская деятельность и такафул-операции, проводимые в валютах, отличных от ринггита, а также исламские ценные бумаги, не относящиеся к ринггиту, одобренные SC и оформленные в рамках Малайзийского международного исламского финансового центра, освобождаются от гербового сбора».
Помимо гербового сбора, в Малайзии также есть и другие положения, призванные облегчить деятельность исламского банкинга. Например, Закон о налоге на наценку по недвижимости 1976 года (RPGTA) обязывает людей, приобретающих дома, и обеспечивает прибыль от продажи недвижимости в Малайзии. Обычно при сделке мурабаха, когда банк продает клиенту недвижимость с наценкой, возникает разница в цене, которая может стать предметом налогообложения. Чтобы избежать такой ситуации, RPGTA считает, что цена покупки и цена продажи для ИФО одинаковы, и заявляет, что «любые облагаемые активы после 31 марта 2007 года освобождаются от налога на прибыль». Правила исламского банкинга, такие как; Вычет расходов на выпуск исламских ценных бумаг (Правила о подоходном налоге 2007 г.), подоходный налог (освобождение)
(№ 14) Приказ 2007 г. «О подоходном налоге (освобождение)» (№ 15) Приказ 2007 г. и о доходах
Приказ о налоге (освобождении) (№ 6) 2008 года, но они выходят за рамки данной темы, поскольку не связаны со сделками мурабаха.
Помимо примеров Великобритании и Малайзии, другие страны также имеют различные освобождения от гербового сбора. Например, в Нидерландах; людям не нужно платить еще один гербовый сбор, если они продадут свой дом в течение шести месяцев. В Австралии гербовый сбор считается налогом штата, и его применение варьируется от штата к штату. Например, в Виктории в 2004 году был отменен двойной гербовый сбор в отношении соглашений мурабаха и мушарака.
С другой стороны, в Новом Южном Уэльсе все еще существует двойной гербовый сбор.
Учитывая все льготы и льготы в отношении исламских финансов и сделок мурабаха, можно сделать вывод, что страны, которые хотят быть лидерами на рынке исламских финансов, стремятся устранить процедурные препятствия. При этом они желают привлечь больше прироста капитала от исламских инвестиции.
Например, после отмены SDLT в 2003 году доходы Великобритании значительно выросли и в 2007 году достигли 26,97 млн фунтов стерлингов. Аналогичным образом, в Малайзии финансирование исламского жилья все еще расширяется. В 2013 году рынок жилищного финансирования в Малайзии выросла на 30 процентов; в 2014 году он также увеличился на 25 процентов. Сегодня рынок жилищного финансирования в Малайзии достиг $20,9 млрд. В результате государственная политика оказывает прямое влияние на рост исламских финансов. Если страна желает стать центром исламских финансов, она должна регулировать свое законодательство, предоставляя некоторые преимущества исламским финансам. Примеры Великобритании и Малайзии показывают, что желание этих стран стать ведущими центрами исламского финансирования вынуждает их ослабить некоторые налоговые правила. Фактически, иногда страны четко признают свои приоритеты. Как сказал Гордон Браун в 2006 году, «Великобритания имеет хорошие возможности стать воротами для исламской торговли и финансов».