Добавить статью
15:15, 15 мая 2018 9205

Изменения для налогоплательщиков Кыргызстана после вступления в ЕАЭС

Азамат Акенеев, эксперт по экономике

Основные принципы взаимодействия стран ЕАЭС по вопросам налогообложения, закреплены в Договоре о Евразийском экономическом союзе. В дальнейшем они находят свое отражение в национальных налоговых законодательствах. В период подготовки страны к вступлению в Союз и после официального присоединения в налоговое регулирование и администрирование был внесен ряд изменений, среди наиболее серьезных из которых можно выделить следующие.

Во-первых, функции регулирования импорта/экспорта во взаимной торговле со странами ЕАЭС перешли от Государственной таможенной службы к налоговым органам.

В понятийную часть Налогового кодекса страны были внесены существенные дополнения и изменения: в частности, появились термины «Импорт товаров» и «Законодательство Таможенного союза». Кроме того, была добавлена отдельная глава 40–1 «Налогообложение НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе». Налоговый кодекс Кыргызской Республики (НК КР) также был дополнен следующими нормами:

- новыми определениями импорта/экспорта товаров, даты постановки на учет импортированных товаров, места поставки товаров и другими;

- обязанностью налогоплательщиков по уведомлению налоговых органов о предстоящем ввозе товаров, импортируемых из ЕАЭС, о ввозе/вывозе товаров в рамках взаимной торговли;

- дополнительной системой отчетности по косвенным налогам, включая заявление о ввозе товаров.

В связи с тем, что документооборот между государствами-членами Евразийского экономического союза должен осуществляться в электронном виде в Кыргызстане была введена новая норма, позволяющая предоставлять декларацию по НДС исключительно в электронном виде.

Для создания конкурентных условий легальному бизнесу и недопущения выпадения доходной части бюджета, в налоговое законодательство введены нормы, связанные с определением и применением минимального уровня контрольных цен на товары, импортируемые на территорию Кыргызской Республики с территории государств-членов ЕАЭС, и установлена административная ответственность за их нарушение;

Проблемы и риски

Одной из основных проблем как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов является то, что имплементация норм ЕАЭС в текст Налогового Кодекса КР была произведена не полностью и не всегда в оптимальном порядке. Так в главе 40–1 «Налогообложение НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» все институты Раздела IX были просто продублированы для операций, связанных с взаимной торговлей в ЕАЭС. С одной стороны, такой подход удобен для налогоплательщиков, деятельность которых связана исключительно с территориями стран ЕАЭС. Но с другой стороны, для налогоплательщиков, осуществляющих торговлю не только со странами ЕАЭС, но и с третьими странами, Налоговый Кодекс превратился в чрезмерно сложный документ, поскольку в соответствии с избранным подходом в ряде случаев различные налоговые последствия наступают от одинаковых операций, но с разными контрагентами, в зависимости от того, являются ли они членами ЕАЭС или нет.

Кроме того, крайне неудачными являются определения таких ключевых терминов, как «экспорт», «импорт», «облагаемый импорт» товаров, что приводит к ряду нежелательных правовых последствий. При действующем определении экспорта, под него подпадают такие процедуры как «временный вывоз», «переработка вне таможенной процедуры», «реэкспорт». Неидентичность определения «места поставки товаров» определению в законодательстве ЕАЭС и, соответственно, в главе 40-1 НК КР, приводит к тому, что одинаковые налоговые правоотношения по аналогичным операциям влекут за собой в отдельных случаях разные налоговые последствия в зависимости от того, была ли операция совершена с участием резидента государства-члена ЕАЭС или нет.

Имеются недостатки и в ряде других определений налоговых терминов в отношении операций по взаимной торговле с ЕАЭС, а также пробелы налогового законодательства ЕАЭС как такового. Например, не описаны:

- процедура представления отчетности при возврате товаров в случаях, отличных от возврата по причине низкого качества и/или некомплектности товаров;

- налогообложение операций по товарам, помещаемым под таможенные процедуры транзита, таможенного склада, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения, отказа в пользу государства, специальную таможенную процедуру, переработки на (вне) таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, а также поставках, осуществляемых в период нахождения под этими процедурами.

Другой постоянной проблемой является то, что в течение первых лет работы в рамках ЕАЭС из-за отсутствия у Кыргызстана опыта в применении мер нетарифного регулирования и отсутствия адекватной системы прослеживаемости перемещения товаров через государственную границу появился неконтролируемый импорт товаров с территории Казахстана с нарушениями налогового законодательства КР в частности ввоз товаров физическими лицами и лицами, работающими на основе добровольного патента, без уплаты косвенных налогов на импорт под видом товаров, предназначенных для личного потребления. Также зафиксированы случаи неправомерного экспорта в Кыргызстан из Казахстана товара, ввезенного ранее в Казахстан с уплатой пониженных ставок таможенных пошлин на границе ЕАЭС возможность которой Казахстан добился от партнеров по ЕАЭС при вступлении в ВТО. Как правило, технология ввоза таких товаров осуществляется по следующим схемам:

- ввоз товара гражданином Казахстана – продажа товара мелким оптом лицам без налоговой регистрации или лицам, осуществляющим деятельность на основе добровольного патента (ИП), либо, прямо с машин – на рынках КР. При этом для формальной легализации такой реализации по договоренности обеспечивается присутствие лица, имеющего добровольный патент;

- ввоз товара физическим лицом Кыргызской Республики без налоговой регистрации или предпринимателем, осуществляющим деятельность на основе добровольного патента. Дальнейшая схема реализации товара аналогична;

- разгрузка товара перед государственной границей – перемещение товара через границу гражданами, проживающими в приграничной полосе – погрузка товара на автомашину с номерами зоны KG. Схема реализации товара аналогична.

Для всех вышеуказанных схем налоговые последствия одинаковы – налог на импорт, как правило, не уплачивается или уплачивается от заниженной в разы стоимости и количества товара. Налог от реализации товара на территории республики не коррелируется с объемами реализации. Неучтенный поток товаров, перемещаемых через кыргызско-казахскую границу, с которых не уплачены, либо уплачены не все налоги, создает недобросовестную конкуренцию для местных товаропроизводителя. Целый ряд отраслей республики по производству и переработке продуктов питания (мукомольная, птицеводство и другие) ощутили данное влияние в полной мере и находятся в состоянии стагнации.

Следует подчеркнуть, что даже если товар ввезен добросовестным налогоплательщиком, ведущим деятельность на основе добровольного патента, который сполна уплатил налог на импорт, то такой налогоплательщик, не являясь плательщиком налога с продаж, подоходного налога и социальных отчислений, других установленных законом платежей и сборов, все равно составляет серьезную конкуренцию импортеру, осуществляющему деятельность в общем режиме налогообложения. При сложившейся системе налогообложения лиц, работающих на основе добровольного патента, невозможно отследить, превысил ли такой налогоплательщик регистрационный порог по НДС или нет.

Ответом Кыргызстана на неконтролируемый ввоз товаров из других стран ЕАЭС стало введение механизма контроля за ввозимыми товарами с привлечением к реализации данного механизма пограничной службы КР. Ключевым документом этого контроля на первом этапе стал талон о прохождении государственного контроля, а с четвертого квартала 2016 года - сопроводительная накладная. Изменение порядка оформления сопроводительной накладной на предварительный до осуществления налогоплательщиком импорта, несколько исправило положение с неконтролируемым ввозом товаров, однако при этом появились и другие проблемы. Так, в соответствии с установленными требованиями, импортер обязан предъявить сотруднику Пограничной службы КР сопроводительную накладную и справку о регистрации в налоговом органе при пересечении границы Кыргызстана. То есть предполагается личное присутствие импортера или его доверенного лица в пунктах пропуска на границе Кыргызстана. Как показала практика, данное требование стало очень затратным для предпринимателя, который занимается импортом на постоянной основе и проживает при этом вдали от пунктов пропуска. Проблема усугубляется, когда перевозчик нанят поставщиком.

Следует отметить, что ведение операций по взаимной торговле с государствами-членами ЕАЭС лицами, работающими на основе добровольного патента, практически исключает возможность исполнения такими лицами обязательств, взятых на себя Кыргызстаном по оформлению и представлению документов, подтверждающих импорт и экспорт товаров, что рано или поздно вызовет предъявление претензий со стороны наших партнеров по ЕАЭС. Пока такие претензии носят частный характер и проявляются на уровне субъектов предпринимательства.

Таким образом, одной из значимых задач на сегодня является обеспечение возможности оформления и предъявления СН в электронной форме.

В целом усилия государства в лице фискальных органов по удержанию темпов поступлений доходов бюджета в целях нивелирования влияния снижения объемов экспортно-импортных операций, как на внешних, так и на внутренних границах ЕАЭС в течение 2015-2017 гг., с одной стороны, позволили поддержать указанные темпы на приемлемом уровне, и с другой стороны, усилили фискальную составляющую в администрировании. В ряде случаев это привело к неправомерному доначислению налогоплательщикам крупных сумм к выплате, к увеличению количества запросов налогоплательщиков по неясным процедурам по исполнению налоговых и таможенных обязательств и росту налоговых споров.

Проводимая в республике политика решения проблемы создания технической и информационной инфраструктуры для работы в рамках ЕАЭС только за счет грантов государств-членов ЕАЭС, привела к тому, что к настоящему времени информационная база по взаимной торговле в ЕАЭС формируется несистемно и не может оперативно и адекватно быть настроенной при появлении новых требований к предпринимательской деятельности на территории ЕАЭС.

Фундаментальной проблемой, решение которой служит главным условием решения многих других имеющихся проблем интеграции в части формирования доходов бюджета, является укрепление потенциала Налоговой службы, осуществляющей на сегодня администрирование более чем 60% бюджетных поступлений. Наиболее острым вопросом является несоответствие потенциала данного органа стоящим перед ним задачам, как по взаимоотношениям в ЕАЭС, так и по другим направлениям деятельности. Уже сегодня наблюдается отставание Кыргызстана по соответствию возможностей налогового администрирования к требованиям ЕАЭС, по сравнению с остальными государствами-членами. Также достаточно остро ощущается нехватка налогового персонала соответствующей квалификации.

С учетом масштаба задач, стоящих перед Налоговой службой в предстоящем средне- и долгосрочном периоде, сохранение сложившегося подхода к развитию потенциала ГНС может привести к полной неадекватности имеющейся системы требованиям в ЕАЭС и усложнению условий ведения бизнеса для отечественных субъектов предпринимательства вплоть до невозможности осуществлять полноценную работу на территории ЕАЭС, с одновременным увеличением свободного входа товаров из государств-членов Союза.

Доходы бюджета

За время прошедшее с момента вступления Кыргызстана в ЕАЭС итоги пополнения доходной части бюджета за счет налоговых поступлений можно оценить как удовлетворительные. За период 2015-2017 годы среднегодовой прирост доходов бюджета превышал среднегодовой темп прироста ВВП.

В I квартале 2018 года поступление налогов увеличилось на 1 млрд 742,6 млн сомов, или на 10,5% по отношению к аналогичному периоду 2017 года. Впечатляющие результаты по итогам I квартала 2018 года продемонстрировала Таможенная служба, обеспечив поступление таможенных платежей в сумме 9,4 млрд. сом. По сравнению с I кварталом 2017 года поступление таможенных платежей увеличилось на 49,0% или на 3,1 млрд. сом.

Приведенные данные свидетельствуют о в целом благополучном, с точки зрения формирования доходов бюджета, прохождении адаптационного периода интеграции экономики Кыргызстана в ЕАЭС и нивелировании негативных факторов, влияющих на снижение бюджетных доходов.

В отношении доходов бюджета в течение всего рассматриваемого периода наблюдались следующие основные тенденции.

Изменилась структура налоговых и таможенных поступлений в бюджет вследствие передачи функции администрирования НДС на импорт Налоговой службе. Так, если в предыдущие годы доля доходов, аккумулируемых Налоговой службой, составляла 50-56 процентов в общей сумме доходов ГНС и ГТС, то в 2017 году она составила более 68%.

В 2017 году, по сравнению с 2016 годом, при росте объемов импорта из стран ЕАЭС в размере 119,8% и из третьих стран - 110,8%, собираемость НДС на импорт из этих стран росла опережающими темпами - 125, 6% и 114,5% соответственно, что свидетельствует о росте эффективности администрирования.

Соотношение вышеприведенных показателей свидетельствует о том, что основные усилия администрирования фискальных ведомств в течение периода после вступления в ЕАЭС были направлены на потоки товаров из ЕАЭС, взимание соответствующего НДС на поставки, что повлекло за собой вывод определенной доли данных потоков в легальную сферу.

Дальнейшие действия

Кыргызстану необходимо активно информировать в первую очередь предпринимателей о предстоящих изменениях в налоговое администрирование с целью дать им возможность подготовиться к новым правилам. Глубинные преобразования, которые приведут к полной интеграции Кыргызстана в ЕАЭС еще предстоит завершить. В фискальной сфере необходимо решать вопрос с потерей контроля над частью перемещаемых автомобильным транспортом через казахстанско-кыргызскую границу и ввоза в республику товаров ЕАЭС в нарушение законодательства ЕАЭС без уплаты косвенных налогов, имеющих недобросовестное конкурентное преимущество на внутреннем рынке Кыргызской республики перед товарами местного товаропроизводителя. Основой для решения данных проблем в перспективе будут служить:

- оформление электронных счетов-фактур на сайте ГНС;

- усиление контроля за перемещением товаров физическими лицами;

- работа над минимизацией коррупционных проявлений на пропускных пунктах;

- сужение поля деятельности для субъектов, осуществляющих деятельность на основе добровольного патента;

- расширение перечня товаров, подлежащих маркировке в налоговых целях.

Проблемы увеличения административной нагрузки налогоплательщика для добросовестного исполнения налоговых обязательства по взаимной торговле в ЕАЭС необходимо решать:

- введением электронных счетов-фактур;

- расширением перечня услуг, оказываемых налогоплательщиком в электронной форме;

- исключением требования по представлению дополнительного отчета по импортированным товарам через внесение изменений в процедуры и законодательство ЕАЭС;

- внедрением новых механизмов предоставления разъяснений, информации налогоплательщикам, рассмотрения налоговых споров.

Активизация работы государства по всем направлениям улучшения администрирования налогов, в значимой доле обусловленная требованиями и программами ЕАЭС, предоставила Кыргызстану большой объем информации для мониторинга товарных и финансовых потоков, восприятию позитивного опыта администрирования государств-членов ЕАЭС. Указанный процесс продолжается и приводит в перспективе к повышению прозрачности формирования доходов бюджета, к упорядочению ряда процедур администрирования, повышению налоговой дисциплины и снижению затрат на администрирование субъектов предпринимательства, и в целом – к росту эффективности администрирования налогов.

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×