ОБЩЕСТВО

2015-08-12 11:57:57

По новому УИК, перевод в колонию-поселение станет мерой поощрения для заключенных
В Кыргызстане идет судебная реформа, в рамках которой разработана новая редакция Уголовно-исполнительного кодекса (УИК). Член экспертной рабочей группы, главный эксперт отдела экспертизы и правового обеспечения Аппарата правительства Марат Канулькулов рассказывает об новеллах данного законопроекта.

- Каковы причины разработки нового законопроекта по УИК?

- Новый законопроект по УИК идет в одном пакете с проектами Уголовного кодекса, Уголовно-процессуального кодекса и Кодекса о проступках. Когда меняется законодательство в материальном и процессуальном праве, то неизбежно меняется и уголовно-исполнительное законодательство. Это одна из причин.

Вторая причина в том, что сама жизнь постоянно меняется, меняется мышление людей, подходы к исполнению наказаний. Эти подходы должны получить нормативно-правовое регулирование.

- Какие новшества имеются в новом УИК?

- Новшества условно можно разделить на две группы. Это новеллы, которые вытекают из реализации УК, скажем так, это исполнение новых мер уголовно-правового воздействия.

В частности, в проекте УК вводится новый институт, как уголовная ответственность юридических лиц. Соответственно, исполнение этой правовой меры нашло отражение в проекте УИК.

Одной из заявленных концепций УК была ориентированность уголовно-правовой политики на гуманизацию и декриминализацию.

В связи с чем, второй блок – создание нового социально-правового института пробации.

Разработчики преследовали только одну цель – адекватное наказание за совершение преступления. Ведь человека, который совершил небольшое правонарушение, необязательно лишать свободы, ведь можно покалечить его судьбу, и общество воспринимает таких людей как изгоев.

Но людям свойственно ошибаться. Оступившемся человеку нужна определенная помощь – требуются жилье, паспорт, работа.

Ведь умышленные преступления имеют какую-то почву, к примеру, социальная среда, в которой живет преступник, нехватка жилья, отсутствие денег и другие социальные проблемы, которые загоняют человека в тупик, и он не видит иного выхода, как пойти на преступление, чтобы прокормить себя на короткое время. Такие люди не воруют миллиардами, а похищают курицу, или сотовый телефон, или небольшое количество денег.

Лишая такого человека свободы, государство берет на себя бремя его содержания. А государство – это, в первую очередь, мы, налогоплательщики. Таким образом преступник нас наказывает дважды: в первый раз, когда он совершает преступление, а потом мы его должны содержать в местах лишения свободы. А это недешевое удовольствие для государства.

Гораздо легче и эффективней оказывать помощь таким людям на определенном этапе – помочь выйти ему из трудной жизненной ситуации, которая толкнула его на совершение преступления. К примеру, у него нет определенного места жительства, то поместить его на определённый период в реабилитационный центр, чтобы он смог встать на ноги и самому пойти по жизни.

Для решения этого блока проблем государства, разработчики новой уголовной политики пришли к выводу, что должен существовать такой социально-правовой институт - институт пробации.

- Что такое «институт пробации»?

- Для Кыргызстана он новый, но в мире он уже давно существует. Есть ошибочное мнение, что этот институт - создание какого-то одного государственного органа. Но дело не в органе, а в выстраивании механизма взаимоотношений и вовлечение всех госорганов.

Если человеку нужно жилье, а институт пробации не может самостоятельно решить эту проблему, то ему надо обратиться в органы местного самоуправления, или службу занятости, или НПО, которые могут предоставить жилье. В этом случае на орган пробации устанавливаются функции проводника между осужденным и теми госорганами, которые в состоянии оказать социальную помощь.

- Расскажите о гуманизации УИК?

- Преследуя цели приближения к международным стандартам и социальной направленности законопроектов в новом УИК во многом гуманизированы условия отбывания наказания лиц лишенных свободы.

В действующем УИК наложены ограничения по получению осужденными бандеролей и посылок. Эту норму мы исключили. Почему мы должны лишать осужденного общения с родственниками, которые ему хотят помочь. Он может получать посылки в любом количестве, единственное ограничение – почтовые – размер бандероли. Это ограничение накладывается не органами исполнения наказаний, а госорганами связи.

Теперь о предоставлении права на свидания – краткосрочные и длительные. Практика показывает, что человек, попавший в места лишения свободы, изолируется в вопросах передвижения, но мы же не изолируем его от общества. Мы говорим, что один из аспектов исправления осужденного является установление и сохранение социально-полезных связей осужденного с его родственниками, близкими, друзьями.

Это делается для того, чтобы человек, выйдя на свободу, не остался один, а вернулся в общество и пошел к людям, которые оказывают на него положительное влияние. В этой связи мы пришли к выводу, что количество свиданий надо увеличивать.

- Какие новшества введены в отношении колоний-поселений?

- Колонии-поселения - это больная тема нашей республики. По действующему законодательству, отбывание наказания в колонии-поселении – это фактически лишение свободы. Но де-факто, они находятся на свободе, т.к. нет условий для их содержания, они ходят без надзора, без охраны.

Мы сделали такие нормы, чтобы суд, принимая решение о лишении свободы, пришел к выводу, что иные, альтернативные меры наказания не могут быть применены.

Следовательно, мы заложили нормы, что он не может быть направлен в колонию-поселение, его направляют в колонию общего или строгого режима. А в колонию-поселение он может попасть, лишь «заработав» такой перевод, т.е. доказать своим поведением, что он исправился, что эта мера имеет воздействия.

Такое содержание теперь мера поощрения.


© Аналитика АКИpress
2008 - 2024 гг.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Аналитику обязательна.
www.analitika.akipress.org