Асанов Турусбек Арунович, Кыргызско-Турецкий университет «Манас», кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Финансы»
Кудайкулов Марат Кыштоович, Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б.Н. Ельцина, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории
Публикация подготовлена на основе доклада «Концептуальная основа проекта государственной промышленной политики Кыргызской Республики», озвученного авторами данной статьи 23 ноября 2018 г. на парламентском слушании «О вопросах государственной промышленной политики и перспективах нового индустриального развития в Кыргызской Республике» проведенного Комитетом по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию Жогорку Кенеша КР.
Немного статистики: ВВП на душу населения по итогам 2017 г (The World Bank. GDP per capita (constant 2010 US$)
Страна | USD |
Эфиопия | 549 |
Кыргызстан | 1 070 |
Сенегал | 1 134 |
Казахстан | 10 857 |
Россия | 11 441 |
Южная Корея | 26 152 |
США | 53 128 |
Сингапур | 55 235 |
Мы все понимаем – Кыргызстан экономически слабая страна.
Какие есть предложения по выходу из данной ситуации?
Абсолютное большинство предложений исходит от международных экономических организаций, которые стоят на позициях развития частной собственности, малого и среднего бизнеса, горнодобывающей отрасли, гендерного равенства и защиты экологии.
Несколько отличны предложения Организации Объединенных Наций по промышленному развитию – UNIDO, которая предлагает двигаться Кыргызстану аналогично программам, реализуемым в Эфиопии и Сенегале. Если вернуться к статистике, то видно, что Эфиопия и Сенегал явно не являются примером эффективного экономического развития. Ориентиром для нашей страны должны быть новые индустриальные страны – Южная Корея, Сингапур.
В недавнем прошлом в Киргизской ССР производилась аппаратура, используемая в космосе (ОКБИКИ), успешно функционировали: Кыргызский горнорудный металлургический комбинат (пгт. Орловка – редкоземельные металлы и оксиды, монокристаллический кремний), Кадамжайский сурьмяный комбинат, машиностроительные заводы имени Ленина и имени Фрунзе, завод «Физприборов», завод «ЭВМ», завод «Свёрл», электровакуумное объединение «Сетунь» (производство электронной инструментальной техники), Хайдарканский ртутный комбинат, Таш-Кумырский кремниевый завод, Кара-Балтинский горнорудный комбинат (аффинаж золота, переработка уранового концентрата, производство молибдена и его соединений) и др.
К большому сожалению, от былой промышленно-индустриальной основы кыргызской промышленности почти ничего не осталось, кроме важнейшего элемента для возрождения страны – человеческого потенциала. Для максимально эффективного использования данного потенциала в целях реального возрождения страны необходимо направить всю его энергию на процесс разработки и практической реализации государственной промышленной политики.
Промышленную политику необходимо рассматривать как мировоззрение и идеологию развития всей экономики. Современная промышленная политика – это процесс непрерывного притягивания и использования передовых технологий не только в отраслях промышленного производства товарной продукции, но и в сфере оказания услуг и выполнения работ, т. е. во всех отраслей национального хозяйства.
Сутью современной промышленной политики является индустриальная основа, которая включает в себя: а) процесс промышленного производства, сопровождаемый совершенствованием средств производства; б) процесс оказания услуг и выполнения работ, сопровождаемый расширением механизации и цифровизации технических систем. Объективно, индустриальная основа пронизывает абсолютно все сферы жизнедеятельности современного человека.
Цель государственной промышленной политики – широкое использование механизма быстрого заимствования высоких технологий для реализации эффективного экономического развития страны.
Оценка эффективности национальной промышленной политики измеряется долей высокотехнологичной продукции (ВТП) в составе ВВП:
Высокоэффективная промышленная политика – ВТП более 40 %;
Умеренноэффективная промышленная политика – ВТП от 5 % до 40 %;
Низкоэффективная промышленная политика – ВТП от 0 % до 5 %.
В Кыргызской Республике отсутствует нормативно-правовой акт, формализующий государственную промышленную политику. Таким образом, можно констатировать следующее – юридически в Кыргызской Республике нет промышленной политики. Фактически – проводится низкоэффективная промышленная политика.
Экономический прогресс на протяжении последнего столетия осуществляется транснациональными корпорациями (ТНК) развитых стран. Абсолютно все технические достижения, без которых мы не представляем современную жизнь, были разработаны и внедрены именно этими ТНК. Это стало возможным благодаря сосредоточению финансовых, технических и интеллектуальных ресурсов в составе ТНК развитых стран. ТНК развитых стран являются разработчиками и создателями высоких технологий, чего нельзя сказать о ТНК развивающихся стран.
Внутренняя суть системы технологических инноваций мировой экономики представляет собой непрерывный процесс по разработке и внедрению новых технологий. Данный процесс проходит в экономиках развитых стран и реализуется через технологическую конкуренцию между ведущими ТНК. Именно технологическая конкуренция заставляет ТНК иметь ультрасовременные научно-исследовательские подразделения и проводить систематическое привлечение перспективных исследователей в масштабах всей планеты.
В нашей истории есть опыт получения высоких технологий от ТНК развитых стран. Великая Депрессия подтолкнула к сотрудничеству представителей американского «большого бизнеса», что в итоге привело к индустриализации СССР. Например, бюро Кана (Albert Kahn Incorporated) спроектировало более 500 объектов на сумму $ 2 млрд (того периода) и в строительстве многих из них принимало участие, среди которых: Сталинградский тракторный, Челябинский танко-тракторный, Харьковский танковый заводы, Магнитогорский металлургический комбинат, заводы и цехи в Коломне, Челябинске, Подольске, Новокузнецке, Свердловске, Москве. Другие американские корпорации проектировали и принимали участие в строительстве таких проектов, как: ГАЗ, АЗЛК, АМО-ЗИЛ, Сибсельмаш, Казанский авиазавод, Ростовский и Саратовский комбайновые заводы, Днепрогэс, строительство нефтяного промышленного района Баку – Грозный – Батуми – Туапсе и др. В начале 1930-х гг. в Советском Союзе находилось более 20 тыс. (свыше 35 тыс. с членами семей) американских специалистов (См. Америка России подарила пароход… Секреты сталинской индустриализации.// Совершено секретно. 2012. – № 6. – С. 36.).
Система заимствования технологий позволила СССР выйти на уровень сверхдержавы и конкурировать с США. Но на сегодня технологическая отсталость России признается и ведущими российскими учеными и политиками.
Особо необходимо учесть обязательное наличие в государственной промышленной политике алгоритма быстрого технологического заимствования у ТНК развитых стран. Система быстрого технологического заимствования должна выстраиваться в рамках теории зеркального поведения ТНК при взаимодействии с принимающими странами. Суть данной теории заключается в том, что ТНК работают по аналогии с принимающей стороной:
а) ТНК работают прозрачно и честно в том случае, если с ними взаимодействуют на этой же основе представители принимающей страны;
б) ТНК работают непрозрачно и коррумпировано в том случае, если с ними взаимодействуют на этой же основе представители принимающей страны.
По нашему мнению, несоблюдение теории «зеркального поведения» было основой для несостоявшегося взаимодействия с ТНК, которые были предприняты в начальный период перехода Кыргызской Республики к рыночным отношениям: а) производство южнокорейских автомобилей на севере Кыргызстана; б) шелковое производство на юге Кыргызстана.
С учетом этого, необходимо понимать, что переговорный процесс уже обусловлен теорией «зеркального поведения». Прозрачный переговорный процесс будет учитывать взаимовыгодный баланс интересов принимающей страны и ТНК. Непрозрачный переговорный процесс, в первую очередь будет учитывать интерес уполномоченных лиц, что, как правило, наносит ущерб национальным интересам.
Закрепилась характеристика ТНК как агрессивной разрушительной силы, как «хищника», оставляющего после себя проблемы широкого спектра – экологические, моральные, политические и др. Данная характеристика основана на том, что многие развивающие страны были представлены в переговорном процессе коррумпированными уполномоченными лицами. Это побудило ТНК к действиям в рамках «зеркального поведения» по варианту б), который отражает преступный умысел представителей принимающей страны.
Необходимо особо отметить, что ТНК развитых стран, по своей внутренней сути, расположены работать прозрачно и честно, т.к. они представляют экономическую систему, где прозрачность и честность – это норма.
Из этого следует, что одним из важнейших элементов в составе алгоритма является отбор и подготовка контакторов – людей, которые способны привлекать высококачественные ТНК развитых стран в Кыргызскую Республику по варианту а). Контакторы – это кристально честные, высокоинтеллектуальные, креативные молодые люди.
Рассмотрим неудачные попытки взаимодействия Кыргызской Республики с компаниями ТВЕА (Китай) – модернизация Бишкекской ТЭЦ; Liglass Trading (Чехия) – строительство Верхненарынского каскада ГЭС; Нuawei (Китай) – реализация проекта «умный город». Отсутствие концептуальных основ государственной промышленной политики не позволило оценить качество этих компаний. Эти компании представляют страны, которые не генерируют высокие технологии.
Считаем, что оптимальный состав государственной промышленной политики представляют следующие основные элементы:
– Государственное стратегическое планирование
– Национальная концентрация средств и ресурсов
– Высокоэффективная работа в ЕЭК
– Сонастройка с международными экономическими организациями
– Взаимовыгодное сотрудничество с ТНК развитых стран.
Развёрнутое обоснование по представленным элементам государственной промышленной политики предполагается дать в следующей публикации.