2017-01-09 12:13:07
В конце прошлого года председатель Верховного суда Айнаш Токбаева и заместитель генпрокурора Кылыч Токтогулов ознакомились с опытом Румынии по борьбе с коррупцией. Они побывали в органах прокуратуры, адвокатуры и судах Румынии.
Борьба с коррупцией для румын не просто слова. Об этом и о самой поездке рассказала пресс-секретарь Верховного суда Айнура Токтошева.
- С какими вещами вы ознакомились в Румынии?
- Было очень много удивительных вещей. Как мы все знаем, Румыния, как и мы, была социалистической страной. Мы до сих пор помним, как в 1989 году народ обвинил первого секретаря Николае Чаушеску и его жену Елену в коррупции и казнил их. Бунт созревал, так как семья первого секретаря разбогатела за счет государства, вывозила деньги в иностранные банки, из-за чего ухудшилась жизнь простых румын. Военный трибунал признал виновными Чаушеску и его жену, обвинил их в том, что они обокрали свой народ и совершили геноцид. Их расстреляли. С того времени в Румынии, как и у нас, разграбили крупные заводы, оставшиеся были проданы, народ жил очень плохо. Более 10 лет они жили в этом хаосе и в 2001 году в стране начали активно бороться с коррупцией.
Сейчас жизнь населения сильно изменилась. Румыния стоит на 7 месте по площади среди 28 стран, входящих в Евросоюз. Многие другие страны берут пример с Румынии.
- Что такого удивительного в этой стране?
- Нас интересовало, как Румыния смогла побороть коррупцию. Мы провели ряд встреч на эту тему. При Генеральной прокуратуре Румынии есть Национальная дирекция по борьбе с коррупцией. Речь о ней. Дирекция была создана в 2002 году. Основная цель — работа по коррупционным делам чиновников, занимающих высокие посты. Дирекция является независимым органом с материальной и финансовой стороны. В этой структуре работают люди, имеющие 6 лет прокурорского стажа, безупречную репутацию, выдерживающие стресс. Средний возраст прокуроров 41 год, 51% всех сотрудников являются женщинами. Президент назначает 5 прокуроров, которые являются руководителями. На руководящую должность назначается человек, имеющий 12 лет прокурорского стажа, у него должен быть безупречный опыт. При назначении также проверяется его семья.
Всего в разных направлениях работают 195 прокуроров. При нацдирекции также работают 260 полицейских. В дирекции прокуроры специализируются в разных направлениях: экономические преступления, таможенные операции, финансовые операции, IT-технологии и другое.
В нацдирекции есть своя техническая служба, которая оснащена современным оборудованием. Любой чиновник, который подозревается в коррупционных преступлениях, будет прослушиваться.
Благодаря работе дирекции в тюрьмах Румынии отбывают свой срок 1 премьер-министр, 16 депутатов, 5 министров и 5 мэров. Верите, их вина была доказана! А у нас любое дело в отношении коррупционных проявлений чиновников разваливается в судах из-за слабого следствия.
- У нас тоже ряд чиновников были задержаны и осуждены. Но часть из них освобождена, потому что сложно доказать коррупцию. Как Румыния решила этот вопрос?
- Мне тоже это было интересно. Я обратилась с этим вопросом к прокурору Национальной дирекции Клаудиу Димитреску. Оказывается, они в 2012 году в свой Уголовный кодекс внесли норму «расширенная конфискация». Например, если министр был осужден за коррупцию и принято решение о конфискации имущества, тоо будет конфисковано не только его имущество, но и всех членов его семьи.
А у нас как? Такое ощущение, что все чиновники живут как простые люди. Они переписывают имущество на братьев, детей, родителей. Поэтому в их декларации ничего нет. В случае румынских чиновников, если по декларации у чиновника ничего нет, но у пенсионеров-родителей или дочери-студентки числится особняк или дорогой автомобиль, то идет расследование, на какие средства это было куплено. Этим дело не заканчивается. По словам Клаудиу, 100-процентно доказать вину высокопоставленного чиновника очень сложно.
Оказывается, у дирекции есть свои агенты в разных направлениях. Они дают очень важную информацию. Наверняка, есть еще секреты их расследований.
- Румыны не пробовали дать взятку прокурору дирекции? Если они занимаются только министрами, депутатами, мэрами, то и размер взятки должен быть большим.
- За 14 лет работы дирекции 4-5 сотрудников также были обвинены в коррупции и осуждены. Они также тщательно проверяют и своих сотрудников. Сейчас Испания и Хорватия перенимают опыт Румынии по борьбе с коррупцией.
- Мы можем использовать опыт румын в работе Антикоррупционной службы при ГКНБ?
- Мы тоже спросили об этом. Они сказали, что готовы поделиться опытом, если Антикоррупционной службу будет интересно.
Это очень сильная структура! Никто, даже премьер-министр или генеральный прокурор, не может вмешаться в расследуемое дело. Мы можем победить коррупцию только, если орган по борьбе с коррупцией будет независим.