К чему мы стремимся?
Жылдыз Урманбетова, доктор философских наук, профессор
Несмотря на значительные утверждения многих видных философов о том, что век национальных государств остался позади, более четверти нового века на повестке мировой политики в качестве геополитических единиц все еще значатся национальные государства. О чем это говорит? О том, что теоретики и футурологи преждевременно объявили век конфликта цивилизаций вместо борьбы национальных государств за мировое лидерство? Или же о том, что у человечества есть время для переориентации в мире глобального бытия, а значит и глобальной политики? Можно предлагать различные варианты интерпретации современных политических процессов, от чего они не перестанут будоражить как умы все тех же теоретиков, так и все более и более политизированный народ. При этом вопрос о существовании нашего государства Кыргызстан все так же будет актуален для тех, кто в нем проживает, кто не мыслит своей жизни без него, кто ищет путей выхода на прямую стабильного развития, кто из любопытства следит за его существованием.
2016-06-28 12:16:22

Полная версия новости по подписке

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

месяц580 сомподписаться?
3 месяца1480 сомподписаться?
год3980 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
X
Для размещения комментария авторизуйтесь
Нет аватара
chinook
12:11, 01 июля 2016
Цитата: Philosoph 10:40, 01.07.2016
Отличие отношения к природе проецируется несовпадением антропоцентризма и космоцентризма, доминирующих в каждом варианте понимания бытия.

Католицизм (православие) и протестантство, как раз и представлют собой два этих варианта в рамках единой практики Христианства.
Нет аватара
Philosoph
10:40, 01 июля 2016
Отличие отношения к природе проецируется несовпадением антропоцентризма и космоцентризма, доминирующих в каждом варианте понимания бытия.
Нет аватара
Philosoph
10:36, 01 июля 2016
chinook

Да, понятие природы у Аристотеля есть, в результате чего возникает понимание и отношение к ней. Греки - родоначальники традиции Запада, но с течением времени на Западе культивировали более прагматичный подход (нежели теоретизирование Аристотеля). А у кочевников другая органика восприятия природы, учитывая, что "гармония с природой" - один из базовых принципов. Отношение к природе оседлой цивилизации Запада и кочевой цивилизации несколько разнится. Конечно, параллели можно выстроить, да они и сами напрашиваются, и все же, это скорее предположения, чем утверждения?!
Единственное, думаю имеет смысл мне "присмотреться" к христианству через призму иного подхода к восприятию.
Нет аватара
chinook
12:19, 30 июня 2016
Цитата: Philosoph 11:38, 30.06.2016
Не знаю, не знаю... Единственным связующим звеном между эстетикой христианства и архетипическими истоками кыргызской культуры выступает приоритет духовных ценностей, может быть простота... Но их сущностная наполненность ведь совершенно разная: божественному единству противостоит гармония природы...
Свободы и богатство языка не хватает - это да, это одна из причин нашей "неразвитости", но что касается существа духовной наполненности - у нас она разнится...

Концепция "природа" фактически создана Аристотелем. Аристотель также считается философским родоначальником христианства. Фома Аквинский на основании учений Аристотеля создал естественное богословие христианства, которое, в Эпоху Возрождения и Модерна, легло в основу науки. Когда люди начинают рассуждать о природе они забывают, как это слово появилось в их лексиконе. Гармония с природой - это гармония в традициях Аристотеля. Конечно, можно сказать, что Ислам имеет такое же право на Аристотеля, что и христианство. Но не надо забывать разницу между Исламом, Иудаизмом и Христианством. Ислам и Иудаизм в большей степени говорят о законах общества данных обществу Богом. Христианство рассматривает законы общества, как продолжения законов природы, которую Бог и создал. Так что в культуре кыргызов всё-таки больше христианства. Опять-таки, только если мы рассматриваем «гармонию с природой» в качестве главного базового (метафизического) принципа местной культуры.
Нет аватара
Philosoph
11:38, 30 июня 2016
Не знаю, не знаю... Единственным связующим звеном между эстетикой христианства и архетипическими истоками кыргызской культуры выступает приоритет духовных ценностей, может быть простота... Но их сущностная наполненность ведь совершенно разная: божественному единству противостоит гармония природы...
Свободы и богатство языка не хватает - это да, это одна из причин нашей "неразвитости", но что касается существа духовной наполненности - у нас она разнится...
Нет аватара
chinook
12:45, 29 июня 2016
Цитата: Philosoph 11:48, 29.06.2016
Да, язык должен быть богат, Вы правы. Но у нас с этим проблемы. Честно говоря, не подумала о соответствии языка мышлению. И все же, от культуры мышления зависит очень много.
Кстати, именно культура мышления свидетельствует об уровне современной элиты. Конечно, винить во всем синдром младшего брата будет неправомерно. На мой взгляд, проблема культуры мышления многоаспектна.

Вы в большей степени склоняетесь к психологии знаний (Кант), меня скорее привлекает социлогическая сторона проблемы (Гегель). В этой связи мне всегда казалось, что кыргызам не хватает свободы и богатства современного еврпейского языка, чтобы выразить глубину собственного восприятия мира. Пусть меня простят другие, я также думаю, что эстетика христианства была бы чрезвычайно интересна местной культурной среде в целях спиритуального самовыражения. Но это мой личный взгляд.
Нет аватара
Philosoph
11:48, 29 июня 2016
Да, язык должен быть богат, Вы правы. Но у нас с этим проблемы. Честно говоря, не подумала о соответствии языка мышлению. И все же, от культуры мышления зависит очень много.
Кстати, именно культура мышления свидетельствует об уровне современной элиты. Конечно, винить во всем синдром младшего брата будет неправомерно. На мой взгляд, проблема культуры мышления многоаспектна.
Нет аватара
frunze17
23:33, 28 июня 2016
Значит пятый будет лучше. Пятерка - сакральное число
Нет аватара
narp
20:34, 28 июня 2016
Четвертый президент лучше, чем предыдущие. Динамика положительная. Алга!
Нет аватара
sanjaka
18:44, 28 июня 2016
Статья заставляет задуматься. Если проанализировать, действительно у нас уровень мышления народа, уровень образованности слабый. С каждым годом еще более слабеет. Что может предложить в будущем нам обществу, наша молодежь будущая элита? Чодроновы, Жедигеровы и другие обедающие на сцене театра? Партии это вообще отдельный вопрос. На выборах рассказывают про "космос", а на деле все сводится к прибавлению одного часа на обеденный перерыв во время жума-намаза. И только ли большой брат виноват в этом?
комментарий удален администрацией сайта
комментарий удален администрацией сайта
комментарий удален администрацией сайта
комментарий удален администрацией сайта
Нет аватара
frunze17
17:14, 28 июня 2016
хорошо написано
Нет аватара
chinook
13:04, 28 июня 2016
Одним мышлением ничего нельзя добиться, человеку нужен богатый современный язык, который способен выразить и передать результаты мыслительной деятельности. В этой связи можем ли сказать, что кыргызский язык на современном этапе развития является таким инструментом коммуникаций? Хотелось бы напомнить, что Ли Кван Ю не умел говорить по-китайски, когда он стал лидером Сингапура. Сингапур не смог бы сформулировать государственные законы, если бы Ли Кван Ю вздумал использовать тот диалект китайского, который был распространён на острове. Сингапур вряд ли бы стал Сингапуром.