Юридическая помощь во благо
Юридическая помощь во благо

Гульнара Шейшекеева, адвокат, заместитель председателя совета адвокатов Адвокатуры КР о социальном проекте Pro Bono центр.

- Уважаемая Гульнара Санташевна, расскажите, пожалуйста, что такое Pro Bono Центр?

- Pro Bono центр — это хороший социальный проект. В рамках него мы можем предоставлять бесплатную юридическую помощь социально-уязвимым слоям населения. В настоящее время еще не все адвокаты заинтересованы в бесплатном предоставлении услуг. В рыночное время, конечно, сложно безвозмездно предоставлять услуги — всем нужно зарабатывать на жизнь, однако, я поняла на своем опыте, что ведение дел в рамках Pro Bono — это как глоток свежего воздуха: доставляет удовольствие, когда видишь плоды своей работы, как после консультаций, человек, нуждающийся в качественной юридической помощи, начинает верить в собственные силы. Вот, буквально сейчас я испытываю радость от того, что смогла помочь женщине, которая была в депрессии. Сейчас у нее блестят глаза и она позитивно настроена. Оказав подобную помощь, я ощущаю прилив энтузиазма и энергии в моей повседневной работе.

- Расскажите о том деле, которое вы сейчас ведете в рамках про-боно?

- Сейчас я консультирую жительницу Бишкека, которая попросила оказать юридическую помощь при расторжении брака, в который она вступила 15 лет назад. Однако, уже 8 лет они с мужем совместно не проживают и не ведут общее хозяйство. Имеют трех несовершеннолетних детей. Совместная жизнь стала невозможной из-за того, что муж ушел из семьи и стал приверженцем нетрадиционных религиозных взглядов — постоянно уходил в так называемый «даваат». Место своего пребывания он постоянно меняет, нигде не работает, в содержании семьи и в воспитании детей не принимает участия. Более того, моя клиентка очень переживает, что ее супруг может продать дом, приобретенный во время брака, и она с тремя детьми может остаться на улице, поскольку он часто высказывался об этом, а все вырученные деньги пожертвует в мечеть. Как всем известно, традиционный ислам порицает такое поведение семейного человека, особенно, когда это отрицательно влияет на материальное положение его семьи.

- Как произошла ваша встреча?

1 - Наша встреча — это удивительная история. Я преподаю в одном из университетов Бишкека по дисциплине «адвокатура». Дверь в аудиторию предпочитаю оставлять открытой. Во время нескольких лекций я увидела тень и поняла, что за дверью кто-то стоит. Так продолжалось несколько занятий. Однажды после занятия, когда я собирала аппаратуру и книги, ко мне тихо обратилась молодая женщина со словами «я вас искала».

Детей она содержит на зарплату уборщицы — 6 тысяч сомов. Она рассказала, что ради сохранения семьи она тоже одела хиджаб и уходила вместе в «даваат», а детей оставляла родственникам. Однако, ее мама убедила вернуться к детям, поскольку дети оставались без присмотра родителей в течение долгого времени. После того, как она поняла, что не может сохранить семью, начала поиски адвоката. «Я ищу человека, которому могу довериться. Когда услышала ваши лекции, решила попросить помощи», - сказала она.

- Почему вы взялись за это дело?

2 - Знаете, я увидела, что человек нуждается в помощи. Во время нашей первой встречи она была в нервном стрессе, уткнувшись в одну точку, не поднимая глаз, рассказывала свою историю. Во время наших встреч я рассказывала ей, какие у нее есть права, что несовершеннолетние дети также могут и должны получать помощь от своего родного отца. Человек полностью доверился мне, что меня тронуло. Сейчас она изменилась. Приходит уже совершенно другой человек. Она поверила, что в этом мире есть люди, которые могут помочь. Перед судебным заседанием мы с ней встретились еще раз обсудить позицию и наши действия в суде и вдруг она протянула мне тетрадный листочек, завернутый в конверт, где лежали деньги. Мне стало немного больно, люди перестали верить, что могут совершенно бесплатно получить квалифицированную помощь.

- Расскажите о шагах, которые вы предприняли, чтобы помочь этой женщине.

- Я изучила материалы, подала исковые заявления о расторжении брака и о взыскании алиментов с ее супруга. В суде заявления приняты к производству и первое слушание по делу было назначено на первые числа февраля этого года. Ответчик не пришел на заседание. Ее муж не выходит на связь последние два года и не интересуется детьми. Моя клиентка с детьми сейчас живет в своем доме, который был куплен во время брака. Слава богу, этот дом оформлен на нее, поэтому мы не стали подавать на раздел имущества. Если бы дом был оформлен на супруга, то мы бы сразу наложили арест, чтобы он не смог его продать или что-то сделать с ним. Она действительно переживает, что он может продать его, ведь он не раз убеждал, что нужно избавляться от всего материального, а жить только духовной жизнью. «Я слышала, что он уже в пятый раз женат, делает все в религиозных рамках — «нике» и «талак», поэтому очередная женщина просто уходит, ведь в официальном браке он состоит только со мной» - отмечает моя клиентка.

Я продолжу представлять в суде интересы моей клиентки. Теперь дело назначено на март.

- Как вы считаете, вы сможете помочь своей клиентке?

3 - Я думаю, что я уже помогла, моя клиентка — человек с высшим образованием, она учитель младших классов, но после замужества ее самооценка сильно понизилась. Сейчас она с полной уверенностью говорит, что приняла решение о смене работы. Она достала свой диплом (смеется) — это и есть моя победа. Знаете, она замечательная мама, с удовольствием показывает фотографии своих детей, их рисунки, рассказывает об их успехах. Она поверила, что есть закон, что помощь может быть оказана даже тогда, когда ты не можешь оплатить услуги адвоката. В последний раз она пришла другой. Ее глаза теперь блестят.

- Вы работаете в рамках про боно, а это значит вы не получите прибыль от этого дела. Чем иногда полезно для адвоката бесплатно вести дела?

- Во-первых, я увидела, что я кому-то помогла — это собственное душевное удовлетворение. Кто-то из мыслителей сказал, что адвокатура — это служение народу и, мне кажется, что это действительно так. Вторая причина — это то, что я хочу показать своим примером, что есть достойные адвокаты, которым можно довериться. Нам необходимо поднять авторитет нашей профессии. Нужно доказывать, что адвокаты не только берут деньги, но и работают во благо граждан. Я не скажу, что я практикующий адвокат, я больше теоретик, я не беру много клиентов, но считаю, что бесплатная юридическая помощь не должна отличаться от платной, напротив должны прилагаться еще больше усилий.

Проект ПРООН «Улучшение верховенства права и доступа к правосудию для устойчивого мира». Проект финансируется Фондом миростроительства ООН.

Беседовала Алтынай Акматова, Медиа и PR специалист проекта

Шейшекеева2

2016-03-09 18:23:25
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×