Добавить
Алымкадыр Бейшеналиев встретился с министром здравоохранения России
В Бишкеке пропала 14-летняя Наили Джашбаева
Теперь коррупционеры будут сидеть в тюрьме, и их близкие не будут занимать государственные должности, - Камчыбек Ташиев
Видео — В пачке кириешек, которые ели школьники, нашли червя
Ташиев открыл два новых здания управления ГКНБ в Жалал-Абадской области
В Кыргызстане эпидситуация по коронавирусу стабильная, - Госсанэпиднадзор
Камчыбек Ташиев проверил строительство дороги Ош—Ноокат
Видео — Мотоциклист ехал на большой скорости, отпустив руль и поедая пиццу
Чрезмерное употребление алкоголя увеличивает риск 6 различных типов рака, - исследование
В общественных местах нельзя устанавливать газовые баллоны, - МЧС
После жалобы депутата министр природных ресурсов провел совещание по ситуации с кирпичными заводами района горы Боз-Болток
V игры кочевников: Борцу Ирлану Казыбек уулу и его тренеру Чыңгызу Аканову подарили скакунов (фото)
Кража на рынке «Булак» в Токмоке попала на видео – задержан подозреваемый
110 корейских компаний в Кыргызстане (список и контакты)
Оформите подписку на 2024 год — специальное предложение для продвинутых министерств и ведомств
Все о микрокредитных компаниях: Владельцы, показатели, налоговый рейтинг, требования к капиталу
Мальчик пешком прошел 3 села, чтобы посмотреть на дом, в котором когда-то жил с родителями — история из детдома
Уже 7 страховых компаний подписались на закрытые экономические новости
ГКНБ: Задержан бывший президент «Аю Холдинг»
Бывший глава Госслужбы по контролю наркотиков Рафик Мамбеталиев подозревается в подготовке к насильственному захвату власти
Бросил на прогиб и уложил на лопатки. Борец Акжол Махмудов успешно стартовал в Бундеслиге
Обыски в «М Булак». Что известно о компании и основателе?
Жизнь в регионах: Айзат, работающая учителем в Ивановке, познакомилась с будущим супругом и вышла за него замуж в один день
ГКНБ задержал бывшего мэра Кара-Куль Ильяза Еркеева
В результате стрельбы у главного офиса Wildberries погиб один человек, задержаны 30 (видео)
ГКНБ проводит обыск в головном офисе МКК «М Булак»
Система обеспечения юридической помощи от государства нуждается в совершенствовании.
Обычно в случае необходимости мы нанимаем адвоката на собственные деньги. А если у человека их нет? На этот случай в Кыргызстане действует закон «О гарантированной государством юридической помощи».
Согласно этому закону бесплатная юридическая помощь за счет государства предоставляется тем малоимущим, чей доход не превышает 12-кратного размера минимальной заработной платы. А также без учета минимального годового дохода — инвалидам 1-ой и 2-ой групп, психически больным, несовершеннолетним, военнослужащим срочной службы и т.д.
Ассоциация неправительственных правозащитных организаций «Эдвокаси центр по правам человека» провела исследование качества гарантированной государством юридической помощи. Исследование, которое охватило южный регион и город Бишкек, показало, что в целом уровень адвокатской помощи в стране нуждается в совершенствовании. Существующие проблемы, такие как — зависимость «карманных» адвокатов, низкие тарифы и задержки по выплатам, слабые связи между координаторами, адвокатами и получателями услуг, недостаточность информирования населения о ГГЮП, жалобы на неэффективную защиту — способствуют снижению доверия со стороны населения к этому институту.
После проведенных в Оше и Бишкеке встреч были собраны рекомендации адвокатов и представителей госорганов.
Система несовершенна и нуждается в доработке, утверждают адвокаты и правозащитники. Так, согласно утвержденным тарифам оплаты труда по ГГЮП, за участие при задержании в ночное время, в праздничные и выходные дни оплата услуг адвоката составляет 800 сомов, а в дневное время — 400. На стадии следствия адвокату положено 1 500 сомов. Если же дело длится более двух месяцев, то за каждый последующий день участия государственному защитнику начисляется 198 сомов. За участие в судах первой и второй инстанции сумма остается по 1 500 сомов за каждую, плюс за длительность по 198 сомов в день, за третью инстанцию ему положено 1 000 сомов. Установленные тарифы включают все расходы адвоката (транспортные, командировочные и другие), связанные с оказанием правовой помощи.
По словам одного из ошских адвокатов, за одно уголовное дело по ГГЮП он получает на руки примерно 1 200 сомов. Однако, система предусматривает сложный порядок отчетности, адвокаты постоянно жалуются на волокиту оформления документов по ГГЮП. С другой стороны, есть случаи, когда привлеченный по ГГЮП адвокат требует с клиента дополнительной оплаты, а если гражданин малоимущий, то возникают недоразумения. Это вступает в противоречие с кодексом этики адвоката.
Все опрошенные адвокаты считают, что государство должно дать пояснения, каким образом производятся начисления тарифов по ГГЮП. По мнению адвокатов, низкие тарифы отрицательно влияют на качество услуг и не способствуют привлечению квалифицированных адвокатов работать в системе по оказанию бесплатной помощи. Поэтому адвокаты настоятельно рекомендуют пересмотреть тарифы оплаты с учетом тяжести обвинения, сложности и длительности дела, принимая во внимание расчеты дневного заработка судьи, прокурора.
По мнению самих исследователей, вознаграждение за труд адвоката по назначению должно соответствовать оплате труда квалифицированного специалиста и ориентировано на среднерыночные тарифы, установленные адвокатскими учреждениями, и должно быть достаточным для надлежащего ведения дела и предъявления требований по качеству услуг. «Расходы на возмещение понесенных адвокатом по ГГЮП издержек необходимо оплачивать отдельно, согласно предъявленным документам, подтверждающим расходы по делу и должны включать: транспортные расходы, суточные, расходы на проживание, связанные с передвижением к местам расположения судов, правоохранительных и других органов, участие в следственных мероприятиях; а также расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, ксерокопирование материалов дела».
Помимо сложной системы отчетности адвокатов по ГГЮП, отмечена проблема задержки оплаты услуг. Адвокат Нурия Бекмурзина отметила, что государство задолжало ей за услуги по ГГЮП с апреля этого года. По информации же заместителя начальника управления юстиции Ошской области Хамида Шералиева, государство задолжало адвокатам 1 млн 250 тыс. сомов за оказанные услуги.
Выходит, что адвокатам выгоднее работать по соглашению с клиентом, в международных проектах или защищая интересы государственных или коммерческих предприятий.
Еще одной проблемой системы ГГЮП является ее неравномерный охват по отдаленным регионам, где проживает основная часть малоимущих граждан, а это ограничивает право на доступ к юридическим услугам и правосудию. 56% от общего числа адвокатов сконцентрировано в Бишкеке, где из 1882 человек в реестр по ГГЮП входят 126 адвокатов. В Ошской области работают 505 адвокатов, из них только 38 оказывают услуги по ГГЮП. Подавляющее большинство адвокатов реестра работает в Оше. В Чаткальском же районе Жалал-Абадской области, Алайском, Чон-Алайском и Кара-Кульжинском районах Ошской области, в городе Сулюкта и в Кадамджайском районе Баткенской области нет адвокатов, участвующих в системе ГГЮП. По мнению исследователей из АНПО «Эдвокаси центр по правам человека», эту проблему можно решить через административное закрепление адвокатов за отдаленными регионами или путем доплаты к гонорару и компенсации командировочных.
Другая особенность системы ГГЮП состоит в том, что услуги адвоката предоставляются только по уголовным делам, тогда как практикующие юристы отмечают, что значительное количество малоимущего населения нуждается в помощи по гражданским, административным и трудовым делам. Например, более половины обращений к адвокатам на возмездной основе касаются гражданских дел, еще треть связаны с административным правом и только более 5% по уголовным делам. Поэтому адвокаты настоятельно рекомендуют включить в закон о ГГЮП право на оказание услуг по гражданским, административным вопросам, что будет содействовать равному доступу граждан к правосудию. Адвокаты добавляют, что оплата по гражданским делам должна быть выше, так как эти дела сложнее и требуют значительных усилий по сбору документов и более длительны по времени.
Недостаточно эффективны, по мнению юриста «Эдвокаси центра» Залины Абдулхаковой, требования по определению малообеспеченности: «При предоставлении адвоката по ГГЮП координатор при Минюсте в течение трех дней делает запрос в органы соцзащиты и трудоустройства, но требования по статусу безработных невыполнимы, потому что не все малоимущие встают на учет в органах по трудоустройству. Это лишняя волокита со сбором справок, которые тоже стоят денег». Юристы считают, что действующие методики определения доходов граждан устарели и нуждаются в пересмотре, надо расширить критерии оценки в определении платежеспособности большого круга лиц, которые объективно нуждаются в бесплатной юридической помощи.
Между тем в ходе исследования выявлена и проблема качества оказания бесплатной юридической помощи. Так, исследование показало, что в 70% случаев адвокат по назначению никогда не посещал подзащитного по собственной инициативе. Не поддерживал связь с родственниками в 87,7% случаев. Не протестовал против «неправомерных действий следователя» в 82,5%. Не писал кассационную и надзорные жалобы в 84,2%. В результате подзащитный остался недоволен работой адвоката по назначению в 87,7% случаев.
В «Эдвокаси центре» считают, что адвокат должен обговаривать стратегию и тактику работы, чтобы клиент четко понимал, какие предстоят действия и к каким возможным результатам они приведут. Связь между защитником и клиентом необходима. Доверитель должен знать и понимать, какие варианты могут быть.
По мнению исследователей, необходимо внедрить механизм обратной связи координатора ГГЮП с получателем услуг квалифицированной юридической помощи, на основе подтверждения получателя услуг в отчете адвоката о надлежащем участии адвоката в деле и удовлетворенности его действиями.
Как же оценивать качество услуг адвоката? Из чего складывается его профессионализм? Соглашения между адвокатом и клиентом имеют взаимосвязь прав и обязанностей сторон, но не содержат информацию по объему работ, не дают четких представлений о юридической помощи и юридических услугах. «Работа адвоката — интеллектуальный труд. Есть разные подходы к оценке результатов. Успехом работы могут быть разные моменты — снижение срока, условный срок, оправдание и т.д. Ориентироваться на результат как на стандарт качества работы — это необъективно», - считает З.Абдулхакова.
Этого же мнения придерживается адвокат Таир Асанов, который указывает на добросовестное исполнение обязанностей: «Адвокат связан с позицией своего подзащитного, продвигать его цель. Здесь решается судьба человека. Мне не нравятся слова — «выиграть дело». Помочь человеку — это другое дело. Бывают случаи, когда адвокат проигрывает, но он добросовестно поработал, клиент все равно остается довольным работой адвоката».
К тому же защитник и его клиент могут по-разному оценивать положительные достижения стороны защиты. Адвокат Арсен Амбарян отметил: «Задача адвоката — представить дело в лучшем виде и обеспечить клиенту соблюдение его прав на протяжении всех стадий рассмотрения его дела, сколько бы времени этот процесс ни длился». По его словам, представить дело «в лучшем виде» — это значит построить защиту клиента таким образом, чтобы «разбить» обвинительные показания и доказательства, представленные следствием, свидетелями, прокурором. Добиться изменения срока лишения свободы в сторону его уменьшения, добиться изменения меры пресечения без заключения под стражу — это очень серьезные достижения адвоката. Вырабатывая критерии оценки качества адвокатских услуг, нужно учитывать и такие моменты, как степень тяжести и длительность дела.
А.Амбарян предложил, чтобы договор по ГГЮП заключался не с отдельными адвокатами, как это происходит каждый раз, а с юридической организацией, адвокатской конторой, например. «И уже ее координатор будет назначать госзащитника и требовать от него добросовестного исполнения работы и решать вопросы оплаты его труда», - добавил адвокат.
Критически о работе адвокатов по ГГЮП высказался адвокат Темир Ташмаматов: «Нам приходится исправлять ошибки коллег, которые ранее до нас оказывали услуги по ГГЮП. В делах есть ордера адвокатов, но на самом деле адвокат лишь присутствовал формально, ставил подписи в документах, но даже с клиентом не общался».
Между тем адвокат Ыкыбал Жолдошова напомнила: «Не стоит забывать, что адвокаты по ГГЮП часто имеют дело со сложными клиентами, среди которых есть опытные судимые, рецидивисты. Есть такие рецидивисты, которые могут сказать, что адвоката им не предоставили, чтобы очернить адвоката. Но следователи знают нормы, обязательно приглашают адвоката».
Работающая по ГГЮП адвокат Асель Айдаралиева отмечает: «Независимо от того, как мы работаем: по соглашению или по ГГЮП, у нас такие же планы работ, стратегии и тактики, и такие же результаты, мы должны оправдать оплату государства. По ГГЮП 70% наших клиентов получают положительные результаты».
В числе услышанных исследователями замечаний было то, что участие одних и тех же адвокатов связано с отсутствием выбора, поэтому координаторы вынуждены приглашать именно тех адвокатов, кто согласен работать по ГГЮП. В этой связи было рекомендовано назначать адвокатов строго по графику дежурства, чтобы исключить возможность следователей приглашать знакомого адвоката, нужно предусмотреть ответственность всех сторон за нарушение этого порядка.
Одним из предложений было включение в список ГГЮП не только юридических консультаций, но и юридических компаний и неправительственных правозащитных организаций.
Кроме всего прочего, исследование показало, что граждане мало осведомлены о системе ГГЮП, по мнению адвокатов, информацией владеют 15-25% от всего населения республики. Одним из основных источников данной информации, по оценке адвокатов, является интернет. Подавляющее большинство опрошенных адвокатов из реестра ГГЮП указали, что не менее 76,3% их клиентов впервые получали информацию о ГГЮП только после задержания. C целью повышения качества ГГЮП нужно проводить разъяснительные мероприятия среди населения через СМИ, сайты и т.д.
Одной из важных рекомендаций исследования отмечена необходимость создания специализированного органа по управлению ГГЮП при Министерстве юстиции, который бы занимался всеми организационными, финансовыми и контрольными функциями, имея самостоятельный бюджет и региональные отделения.
Было предложено даже создание независимого Государственного центра общественного защитника, подконтрольного только парламенту и президенту.
Адвокаты, исследователи сошлись во мнении, что система ГГЮП должна обеспечить эффективность, экономичность расходования государственных средств на принципах подотчетности и прозрачности ясных процедур по оплате услуг адвокатов, поставщиков по предоставлению бесплатной юридической помощи.